Самообразование - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности.
Ключевые слова в определении понятия самообразования - самостоятельно, / без помощи обучающего, / вне стен учебного заведения/.
Понятие самообразования не надо путать с понятием опыта. А также не надо путать и процессы, которые обозначают эти понятия. Процессы опыта и самообразования различаются принципиально разными источниками и формами получения знания.
Самообразование - это процесс работы исключительно с чужим рациональным знанием. Это могут быть знания, накопленные предыдущими поколениями наших предков и принадлежащие всем и каждому, а могут быть знания узкопрофессионального характера, известные только определённому кругу специалистов.
Самообразование - это уже продолженное образование, что означает, что у человека изначально должен быть какой-то минимальный объём знаний. Конечно, минимальный объём таких знаний в начале процесса самообразования у школьника и минимальный объём начальных знаний у учёного-исследователя, которому необходимо приобрести знания в смежной с его исследованиями области, это разные по масштабу объёмы.
Опыт - это процесс приобретения данных посредством наблюдений, практической деятельности, научных опытно-экспериментальных исследований и аналитической обработки этих данных для их последующей проверки на практике и дальнейшего оформления их в рациональное знание.
Что касается самообразования, то человек сам принимает решение о своём систематическом самообразовании в какой-то области. Мотивы его начинания могут быть самыми разными - желание подготовиться к поступлению в какое-то учебное заведение, желание повысить уровень своей профессиональной компетенции, желание решить какую-то свою личную проблему, сложность которой требует большого объёма систематических знаний в незнакомой человеку области знаний и деятельности и т. д.
Опять-таки, понятие и процесс самообразования не надо путать с процессом и понятием саморазвитие.
Самообразование - целевой, тематически определённый и временный процесс, направленный на решение определённых задач.
Если человек в течение жизни из общего любопытства читает много, всего и разного, то это явление, скорее, можно отнести к саморазвитию, включающему в себя и разные процессы самообразования.
Саморазвитие не является конкретной целью.
Саморазвитие - это, по своей природной сути, следствие той огромной совокупности процессов, которые мы совершаем или проживаем в течение всей жизни, чтобы удовлетворить свои потребности (физические и умственные) как необходимое условие обеспечения нашего существования.
Следствие логически не может быть целью. Уровень саморазвития - он как горизонт, к нему можно только идти без надежды дойти. Все процессы и каждый процесс - опыт, переживание, приобретение знания или умения, в том числе самообразование, освоение новых областей деятельности, или освоение новых социальных ролей, повышают уровень саморазвития, то есть уровень адаптивности человека к вызовам и изменениям условий в его жизненном пространстве. Поэтому модные нынче либеральные установки диванных искателей истины на саморазвитие ради самого саморазвития логически абсурдны.
Является ли самообразование искусством? Я думаю понятие искусства не подходит к тому, что бы использовать его для определения процесса самообразования, так как самообразование - рациональный процесс, а искусство - это НЕ рациональная, а образно-эмоциональная область человеческой деятельности.
Рациональность работает на тождественность понимания явлений, так как в основе разных исследований и разных точек зрения всё равно лежат одни и те же явления.
Рациональность в обобщении данных стремится к однозначности и постепенно выявляет базовые структурно-качественные и функциональные характеристики явления, что стратегически важно в практической деятельности.
Образно-эмоциональное восприятие действительности и воплощение его в произведениях искусства по природе своей НЕоднозначно, так как сбор данных в искусстве происходит на уровне разнообразного внешне очевидного и обрабатывается субъективно-эмоционально на основе личного опыта художника. То есть в произведении искусства мы всегда видим индивидуальную субъективную трактовку того или иного фрагмента или явления действительности.
Далее художник по своему усмотрению компонует данные и предлагает их вниманию зрителей, обращаясь к ним на том же субъективно-эмоциональном уровне, в тех же внешне видимых формах. Но в его произведении данные отличаются от природных на величину мема художника (мем - минимальная единица культурной информации), в которой и содержится информация его интерпретации явления, Смыслы которой зритель должен и силится разгадать.
Искусство начинается с разнообразия, воплощается в разнообразии и возбуждает разнообразие восприятия, существуя в горизонтальной плоскости разнообразия. Всё эти движения в искусстве происходят на ДОрациональных уровнях познания. Не каждой трактовке художника удаётся стать символом всех времён и народов.
Является ли самообразование культурой? Несомненно. На уровне индивида - это индивидуальная культура человека, показатель развитости его личности.
На уровне общества, если самообразование является типичным занятием большинства членов общества - это высокий показатель культуры общества.