Вы поставили тэг "детский вопрос", тем самым упростили мне задачу в плане ответа. С точки зрения школьной педагогики, мыслить категориями - это умение более "широко" думать, не опускаясь на самый нижний уровень конкретики. Получилось не очень понятно) На примерах будет яснее.
Представьте, что ребёнка попросили перечислить все сладости, что ему нравятся. Большинство детей начнёт вспоминать их в хаотическом порядке, к тому же называть близкие понятия: ребёнку нравится "Сникерс", "Марс", "Натс" и т.д. Таким образом он привёл конкретные примеры. А если бы он мыслил категориям он бы сказал, что, например, любит батончики с орехами, неважно какого они производителя. Категория - это совокупность объектов, которые объединены одинаковыми признаками. Одни и те же понятия могут принадлежать разным категориям. Категории бывают разных порядков, от простого к более объёмному. Продолжая тему сладостей, следующей категорией будут "шоколадные батончики", затем просто "батончики", затем можно обозвать это как-то вроде "магазинные сладости", т.к. бывают и натуральные сладости - фрукты, мёд и т.д., следующая категория по старшинству - это "еда", можно подняться ещё на один уровень выше - "товар". Последняя категория жутко большая, т.к. товар - это всё, что можно купить за деньги. Разумеется, что батончик Натс - это тоже товар. Мыслить категориями - это хорошо, показывает способность ребёнка систематизировать информацию по каким-то признакам (критериям), видеть картину целиком, а не утонуть в деталях. Есть даже такая пословица- "за деревьями леса не видно".
Вот вам ссылка на примеры категориального мышления у детей http://www.sposobnostiuma.com/article/my-slim-kategoriyami/