То, к чему сейчас стремится система образования (с очень переменным успехом), - это развитие ребенка. И обучение, даже на дошкольном этапе, хотелось бы видеть именно развивающим. Очевидно, что нагрузка на детей в начальной школе в последние годы увеличилась. Здесь и итоговое тестирование, и изучение иностранного языка, и иже с ними. Хороший ли вариант начинать прививать нужные в начальной школе знания в дошкольном возрасте? Думаю, нет. Вообще нагружать информацией, даже полезной и архинужной, - всегда плохой способ.
На дошкольном этапе ребенок как раз от необходимости получать знания как таковые освобожден. Гораздо важнее, что в этом возрасте он учится познавать мир и себя. В этом плане идеальной вижу методику Монтессори. Наверное, в этом я не оригинальна.
Нет специальных предметов, нет как таковых уроков, есть пространство, в котором ребенок находится и в котором есть все то, что ему необходимо для развития.Всё зависит от его интереса.
Чему это учит? Важнейшим вещам: умению развиваться, учиться самостоятельно, делать выбор, наконец, у детей появляется возможность попробовать разные виды деятельности. Отсутствие принуждения тоже идет в плюс: мотивация формируется к обучению в дальнейшем. Важнейший принцип методики Монтессори - "обучение через открытие", то есть все, что ребенок узнает, он узнает фактически самостоятельно. Согласитесь, совсем другой уровень и постижения, и радости от того, что что-то узнал, чем когда пришел педагог, все разжевал и в ротик положил.
Сейчас детские сады и дошкольные учреждения по этому типу только экспериментальные, но в будущем, хочется верить, это станет нормой.
Спасибо!