Вопрос непростой. На него здесь все отвечали как бывшие выпускники. А я отвечу как преподаватель, кое-что знающий о системе образования.
Плюсы магистратуры:
Полноценное высшее образование. К бакалаврам не просто относятся как недовысшему образованию. В ряде сфер деятельности их права и полномочия законодательно ограничены. Простой пример: бакалавра могут пустить учить детей в школе, но не пустят в высшее образование. И таких примеров много. Я с такой позицией не согласен, но она очень распространена, и видите уже зафиксирована документально.
Настоящая специализация. Бакалавриат – это обо всем. Много общеобразовательных предметов, студенты учатся самым первым своим навыкам. Первые курсовые, первые экзамены. К концу бакалавриата студент уже умеет учиться, но знает не так много. 4 года – это очень долго по ощущениям, когда учишься. Но это очень и очень мало, чтобы, действительно, много узнать и многому научиться. В магистратуре Вы получаете образование еще 2 года. И пусть Вас там даже будут учить не так, как Вам нравится. Вы теперь можете намного более вменяемо заниматься самообразованием и консультироваться с преподавателями.
Магистратура важна, если Вы ориентируетесь на работу в области, требующей глубокой специализации. Например, психология требует многих и многих лет обучения, потом дополнительного образования и практики. За 4 года бакалавриата в этой сфере просто невозможно научиться достаточному набору знаний, умений и навыков. Как Вы понимаете, медицина, многие IT-специальности или различные специализации инженера тоже за 4 года на уровне высшего образования не усвоишь.
Потом будет некогда учиться на длительных программах. После 25 весьма трудно найти время и силы. Семья, работа, домашние дела занимают почти все время. И дальше больше времени не становится (хотя в 20 лет кажется, что ты уже не можешь быть занят еще больше).
Минусы магистратуры:
Время. Если Вам не терпиться скорее-скорее идти работать, то 2 года обучения (пусть даже по вечерам и выходным) Вас будут тормозить.
Избыточная квалификация. Если Вы хотите зарабатывать деньги, и Вам не принципиально на какой именно должности, то опять же зачем тратить время и силы на углубленную специлизацию?
Многократные повторения. Увы, пока обучение в магистратуре не везде отлажено. Часто студенты поступают в магистратуру не по своему профилю и магистратуру превращают в бакалавриат за 2 года. На самом деле, никаких повторений быть не должно, должен быть отсев студентов, не владеющих нужными знаниями.
В заключении я бы сказал следующее. Сейчас ситуация на рынке труда не слишком здоровая. Образование принято обесценивать и превозносить опыт работы. На самом деле, опыт работы может быть совершенно бесполезным, если человек, не имея знаний, привык работать устаревшими и неэффективными методами. И делает он это 1 год или 20 – прибавки здравомыслия и продуктивности не дает. Вторая тенденция – на рынке в целом, никому не важна Ваша эффективность. Всех волнует: есть ли продажи и как они растут (падают). Качественно ли Вы выполняете работу? – вопрос зачастую вторичный, лишь бы жалоб не было. Третье, люди очень озабочены деньгами, при этом зарплаты весьма странно распределены. Официант может зарабатывать 100 тыс. в месяц, а профессор 30.
Но значит ли это, что так будет всегда? Значит ли это, что Вы подстроившись под эту систему не проиграете в будущем? Я считаю, что образование дает знания, умения и картину мира, которая помогает лучше адаптироваться в случае изменений. Человек же владеющий узким набором навыков при изменении обстоятельств может просто потеряться. 30 лет назад все было по-другому и через 30 лет все будет по-другому (а если Вы сейчас выбираете программу магистратуры, то через 30 лет еще будете работать). Образование - это либо перспектива, либо потеря времени (если для Вас оно представляет ценность только в плане наличия диплома).
Если есть силы желание и средства, почему нет. Пригодится.
Это уже какие-то мелочные придирки, уж пардон. Знаете, не специалист, а "специалитет", если уж на то пошло.