Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужен ли программист 1с в штат?

Работа и карьера
Анонимный вопрос
  ·   · 4,9 K
Экспертные решения для бизнеса на базе продуктов...  · 20 авг 2021  · bizcase.ru
Отвечает
Петр Благой

Нет.

Кто-кто, а программист точно не нужен в штат, потому что это примерно как купить сложный навороченный 3D-принтер при том, что в компании нет никого кто бы умел им пользоваться:)

Я сейчас говорю не о крупных компаниях, где уже есть большой ИТ-отдел, который уже включает в себя несколько программистов 1С. Я сейчас о компаниях, которые разочаровались по каким-либо причинам в аутсорсинге специалистов по 1С и продумывают взять программиста в штат.

Причины разочарования известны:

  • у нас много задач для программиста 1С, работать с аутсорсерами слишком дорого выходит;
  • нам надоело работать постоянно с разными специалистами и каждый раз все всем заново объяснять;
  • нас не устраивает скорость реакции на наши проблемы.

Это основные недовольства аутсорсерами. Да аутсорсеры не все одинаково хороши, и правила работы у всех разные. Можно попробовать других аутсорсеров (не буду показывать пальцем). :)

Если без шуток, то программист в штат не решает ни одну из проблем работы с аутсорсерами.

Разберём по порядку каждую проблему.

«У нас много задач для программиста 1С, работать с аутсорсерами слишком дорого выходит»

У меня сразу вопрос. А почему у вас много задач для программиста 1С, при том что многие компании либо вообще без него обходятся, либо он нужен раз в месяц чтобы обновить программу и решить пару накопившихся вопросов?

Я знаю на него ответ, потому что в 1С очень много доработок, и с ними постоянно проблемы, нужно что-то доделывать. А кто эти доработки сделал?

Да, те же программисты. Мы начинаем с мелких доработки, они накапливаются и когда переваливают за некий критический объем начинают «сыпаться».

Потребность в программисте растёт и в конечном счете становится выше, чем тот объём, который могут переварить аутсорсеры. Да, аутсорсеры имеют предел, после которого они уже не могут качественно и в срок решать задачи. Мы ищем программиста в штат, и загружаем его работой по полной.

Если аутсорсерам мы платили скачем за 60-80 часов в месяц, то в штат взяли и у нас сразу 160 часов в месяц за те же деньги. И этот человек что делает 160 часов в месяц?

Доработки! Он пилит и пилит бедную 1С.

Не нравится тут кусок - отрезать, там кажется не хватает, пришить по живому, тут поменять. Это приводит к тому что доработок становится больше. Они начинают больше «сыпаться» и что мы делаем. Мы смотрим на нашего программиста, на его щенячьи глазки и мольбу «мне нужен помощник, я не справляюсь». Мы нанимаем второго программиста 1С. :) И все повторяется вновь. И вот у нас их уже 5.

Иногда приходит кто-то и говорит - что делают эти 5 бездельников на полтора миллиона рублей расходов в месяц?! Тогда мы можем попробовать вернутся к аутсорсинг, но уважающие себя аутсорсеры проведут аудит и скажут, ребят, мы не сможем это поддерживать и обслуживать, тут уже такая каша, мы можем вас программу заново внедрить стандартную, аккуратно ее кастомизировать под вас так, чтобы мы могли в рамках нашей компании ее поддерживать. А то что у вас сейчас есть уже не спасти. Есть конечно голодные аутсорсеры, которые берутся за все. Нет страшнее вещей в мире чем люди с ипотекой, и голодные аутсорсеры. Они возьмутся, будут долго вкуривать что у вас да как, но в итоге сделают ещё хуже.

Пользователи 1С привыкают к тому что есть штатные программисты и начинают грузить их не только важными задачами, но всякой фигней типа «мне не нравится цвет/форма/расположение этой кнопочки, измени ее» и программисты калечат 1С втрое упорней, потому что нет ничего приятней простых задач, которые сделал за 30 секунд получил благодарность и дальше смотришь ютуб. После штатного программиста пользователи аутсорсерами не будут довольны по определению.

Итак выводы:

  1. программисты плодятся;
  2. после года активной работы программиста обратно к аутсорсерам не вернуться.

«нам надоело работать постоянно с разными специалистами и каждый раз все всем заново объяснять»

Не нужно доводить 1С до такого состояния, чтобы приходилось объяснять.

По стандартным программам 1С все нормальные специалисты проходят внутреннее обучение в 1С и сертификацию. т. е. по программе 1С:ERP существует около 4 экзаменов и столько же курсов обучения.

Люди которые имеют сертификат специалиста не нуждаются в объяснениях. А объяснять нужно только о уникальных доработках которые у вас есть. К чему я веду опять? Доработки - зло. :)

Аутсорсинг действительно не может обеспечить работу все время с одним человеком. Но это просто здравый смысл. Аутсорсеры - это компании, которым чтобы выживать нужно загружать людей под завязку. Никто у нас не сидит и не ждёт «а когда же нам напишет клиент «А»». Как только задача по клиенту «А» выполнена, люди сразу переключаются на задачу клиента «Б».

Помимо непосредственной работы над задачами клиентов, мы постоянно вынуждены заниматься повышением своей квалификации, это бесконечный процесс во всей ИТ сфере, ИТ сфера очень динамично развивается и нужно быть в тренде иначе ты однажды проснёшься баобабом. И да, некоторых это очень удивляет, но у нас люди тоже болеют, ходят в отпуск и страдают влюблённостями всякими, снижающими производительность. В общем мы тоже люди.

Есть ещё проектная деятельность. Под проект команда не держится постоянно, потому что проекты то есть, то их нет. Она собирается из людей которые занимаются обслуживанием клиентов.

Максимум что в нашей власти, это снизить текучку кадров на нашей стороне, и закрепить за клиентом ограниченный круг специалистов. 3-4 постоянных специалиста, вместо тридцати. 3-4 не только потому что они должны друг друга подменять когда кто то в отпуске, на больничном или на проекте, а ещё потому что у них разная специализация. Один программист уже давно не может качественно решать все возможные задачи клиента. Мега Универсалы может где то и существуют, но цена им с шестью нулями не меньше.

А так специализация примерно следующая:

  • Специалист по регламентированному учету;
  • Специалист по управленческому учету;
  • Специалист по производству и ремонтам;
  • Специалист по бюджетированию;
  • Специалист по МСФО;
  • Специалист по торговым операциям;
  • Специалист по CRM;
  • Специалист по электронному документообороту;
  • Специалист по оборудованию (онлайн-кассы, сканеры, ТСД и прочее);
  • Специалист по зарплате и кадрам;
  • Специалист по сервисам 1С (1С:Отчетность, 1С-ЭДО и прочее);

ПРОГРАММИСТ (сейчас все чаще называют разработчиком).

Это основные, есть еще более узкие, например по управлению ячеистым складом (WMS) или по пооперационному планированию производства (MES).

Да в одном человеке может быть несколько специализаций без потери качества. Но например по зарплате, всегда отдельные люди, не всем она дается вообще в изучении и тонкостей столько, законодательство меняется, поэтому зарплату и кадры можно изучать бесконечно. Программисты зарплатных программы не любят просто жутко.

Итак если вы хотите себе в штат «программиста», то вам нужно четко понимать какой специализации вам он нужен, с осознанием того что в других областях он может и не хочет разбираться, будет делать некачественно и плохо. А по зарплате вообще скажет, “не ребят, по зарплате нужен отдельный человек, я в ней ни бум бум”. Хорошо если скажет так, а может будет пытаться решать задачи, создав потом проблемы в перспективе.

Если вы хотите, чтобы работа для вас делалась качественно, то вам нужно у себя полностью воспроизвести аутсорсинговую команду из 3-4 человек, а так же нужен лидер, который будет им по шапке давать, потому что к конечному клиенту в нашей сфере уходят на пенсию. У аутсорсера много работы, повышение квалификации постоянное, зарплата зависящая от выработки и квалификации. Когда люди устают от этого безумного темпа, они хотят на отдых, и идут к конечному клиенту. Не работать, отдыхать и деградировать профессионально, но получать больше свободного времени на себя.

Без контроля 5 штатных спецов делают работу месяц, которую у нас на аутсорсинге делает один человек за неделю. Эта такая долгая прелюдия, возвращаясь к теме. Если вы будете их слишком грузить - у вас будет текучка и те же разные лица постоянно, которым постоянно нужно будет что-то заново объяснять.

“нас не устраивает скорость реакции на наши проблемы”

У разных аутсорсеров разная скорость реакции. Штатный программист тоже может быть занят другими задачами и вот прямо сейчас не сможет помочь. Если вам требуется скорость реакции - мгновенно. Это не достижимо. А самое главное, задайтесь вопросом, что это за система такая, которая не работает без мгновенной реакции специалиста? Представьте самолет, который не имеет дублирующих систем, любой отказ - крушение.

Если с 1С у вас так, то вероятно она просто не качественно внедрена. По международным стандартам и соглашениям об уровне услуг (SLA) нормальным временем реакции специалиста считается 4 часа.

Так работают все крупные компании, у них не бывает таких задач которые нужно решить прямо сейчас, иначе как в кинофильме “Бриллиантовая рука”: “шеф, все пропало, все пропало!”.

Если у вас такие задачи бывают, значит что-то не так, допущены какие то фундаментальные ошибки при внедрении системы. И если эти ошибки не устранить, то и аутсорсеры и штатный программист не смогут удовлетворить потребностей. У нас были клиенты где мы прямо говорили после аудита системы что глобально тут мы помочь ничем не можем. Мы может продлить срок эксплуатации системы на пару лет, латать дыры по факту их возникновения. Но в целом, система будет “сыпаться” в прогрессии. Чем дальше, тем больше дыр будет появляться и ничего мы сделать не можем. Только полное пере внедрение системы с нуля может помочь. Ставиться чистая пустая программа новой версии, все что в хорошем состоянии в старой программе туда переноситься.

Проект внедрения с нуля, с учетом уже накопленного негативного опыта в старой системе. Старая система тут как ориентир - как делать не надо.

Подытожу. Скорость реакции конечно важна, если на ваши запросы не отвечают несколько дней, это конечно плохо. Но про реакцию в 5/10/15 минут о которой все заявляют на сайтах нужно тоже понимать, что под реакцией считается “Добрый день!”, а не решение задачи сразу.

Все хорошие специалисты, будь то они в штате или на аутсорсинге загружены на 200 процентов всегда. Так в любой сфере, хороший плотник, хороший электрик, хороший бухгалтер, хороший программист. У них у всех есть план работ на неделю вперед, единственное что гарантирует работу с ними - абонентская плата. Клиенты с которыми у нас заключены договора на абонентское обслуживание могут рассчитывать что группа специалистов за ними закреплена и всегда готова взять задачу в работу. Разовые работы всегда имеют самый низкий приоритет и самую высокую цену. Единственное исключение - проекты. Это крупные разовые работы, после которых клиент передается на обслуживание по абонентскому договору.

Ну и в заключение пример.

Был у нас клиент на УПП который до нас работал с штатным программистом (девочкой). От нее ушел к нам. Как раз про него я писал выше что мы дали заключение о том что исправить не сможет, ошибок будет только больше, стоимость обслуживания будет расти. Так вот как все началось. Клиенту было произведено внедрение году так в 2012, был большой дорогой проект. Внедрение окончилось, они встали на поддержку, но без абонентского договора, т. е. с ними работали по схеме “разовые работы”. Естественно по схеме разовые работы ничего серьезного дорабатывать в системе не рекомендуется, потому что всегда разные люди, им нужно либо писать подробное ТЗ (т. е. поработать самим, все продумать чтобы доработка в одном месте в другом месте боком не вышла), либо вообще не работать. Скорость реакции низкая, и они решили найти себе в штат. Нашли девочку в декрете удаленно, по договору ГПХ. И она начала работать полностью на них. Всем сотрудникам компании был дан ее контакт - по всем вопросам 1С обращаться к ней. И сотрудники начали дергать ее по всем мелочам буквально. Когда работа строиться таким образом сотрудники извините за прямоту вообще перестают включать свои мозги, любая проблема - к программисту. Она работала с ними по сделке и ежемесячные траты все росли и росли. УПП пилилась нещадно. Все “хочу” сотрудников удовлетворялись. И потом кто-то взглянул на эту ситуацию со стороны. Как нам сказали проект внедрения вроде как окончился, но мы платим за эту УПП в год уже больше чем проект стоил целиком. Нам надо это как то исправить, хотим с девочкой расстаться и уйти к вам. Ну мы то знаем что стоимость не берется из воздуха, да есть те кто завышает, но не может человек завышать втрое. В общем провели полный комплексный аудит, выдали заключение что в рамках нового уменьшенного бюджета мы можем только латать дыры. И то скорее всего будет превышение бюджета.

Программа перепахана так, что со стандартной УПП по которой есть подготовленные люди не имеет ничего общего. Документации на доработки нет, как они должны работать никто включая клиента уже не помнит.

Люди хотели сэкономить, а мы им предлагаем 3 варианта на выбор:

  • внедрить УПП заново (самый нерациональный и тоже не дешевый);
  • внедрить ERP (самый правильный, но ERP и дешево - это фантастика);
  • взять человека в штат на оклад, пусть дальше латает дыры.

В итоге мы все равно с ними завязались, т. к. были хорошие отношения с ключевыми лицами. Но работать договорились с определенными условиями - задачи нам ставит только один человек, а не все сотрудники компании. Мы только латаем дыры, в рамках их бюджета ничего исправлять глобально не можем. Если задача дорогая, говорим что дорогая, они принимают решение стоит она того или нет.

Таких примеров я могу рассказать еще несколько, но суть общая и сценарий одинаковый у всех. Вначале откуда то появляется объем работ по 1С (что само по себе проблема, обычно результат некачественного внедрения), аутсорсер перестает справляться, берется программист в штат, задач по 1С появляется еще больше, берется еще программист. При удачном стечении обстоятельств система работает, хоть и не без постоянных пинков от программистов и она жутко дорогая в эксплуатации.

При неудачном система деградирует и требует пере внедрения с нуля, а это - дорого.

По вопросам внедрения, обслуживания и автоматизации на базе 1С 👇Перейти на api.whatsapp.com/send
1 эксперт согласен

Все четко по полочкам разложил, ни где не утаил, не преукрасил!

В большинстве случаев ответ - Нет. На рынке очень большой спрос на программистов и хороших программистов мало. В большинстве случаев, организации самостоятельно не могут выбрать ответственного и компетентного специалиста. Я... Читать далее