С тем же успехом можно усомниться в смысле любых каких бы то ни было философских теорий. Одним из фундаментальных разделов философии является онтология, вбирающая в себя все идеи о сущности бытия каково бы оно ни было. Априорные идеи (идеи-утверждения, с которых начинаются все логические умозаключения) в ней распадаются на две альтернативы первичности бытия: идеалистическую и материалистическую, каждая из этих альтернатив равновозможна, они как бы две стороны одной медали философы в силу своих субъективных предпочтений признают первичность одной из них.
Для философа, оперирующего идеями комфортнее исходить из первичности идеи (Логоса). Идеи, смыслы обозначают и упорядочивают бытие в сознании любого человека, в том числе и философов, ему легче и проще думать, что идея несёт в себе творческий импульс: «Сначала было Слово…» Всё это идеалистическое благолепие расцветает пышным цветом там куда простирается мысль человеческая, но встречает глухое безразличие и сопротивление мертвой (косной) природы и непознанного разупорядоченного Хаоса. Над родом людским довлеет Рок, Фатум, Карма. Этому дано множество имён, но смысл всех их сводится к констатации нечто такого, что не подвластно всемогуществу упорядочивающего и творящего Логоса божественного или индивидуального…
И вот тогда на сцену выступает идея объективной детерминированной действительности материального бытия, которое существует само по себе вне наших представлений и идей о нём. Со времён Демокрита, считавшего, что всё сущее состоит из неделимых тел атомов, до самых новомодных физических теорий о кротовых норах и суперструнах всё это бесчисленное множество идей, теорий, гипотез, может быть заблуждением или в какой-то мере соответствовать объективной действительности, но для философа-материалиста существенно лишь то, что объективная действительность отражена в нашем сознании в калейдоскопе идей и образов, а не наоборот как считал идеалист Платон: всё сущее как тени на стене от Солнца – суть отражения Логоса.
Косвенным подтверждением приемлемости материалистических философских теорий можно считать достижения науки и техники, полученные именно на ниве материалистического практически-прикладного подхода к окружающей действительности.