Советую прочитать роман Гюстава Флобера «Саламбо».
Если «Мадам Бовари» – это роман об обычных людях из французской глубинки, то в «Саламбо» мы оказываемся в самом центре Непримиримой войны (240-238 гг. до н.э.), в которой Карфаген боролся против многотысячных отрядов взбунтовавшихся наёмников. Дело в том, что варвары были наёмными солдатами, они сражались на стороне Карфагена во время первой Пунической войны, за что им в дальнейшем обещали щедрое вознаграждение. Однако древнее государство решило, что варвары слишком многого требуют и попросту их обмануло. Последствием подобного выпада стало массовое восстание обиженных, но всё же очень и очень разъярённых варваров.
Флобер настолько ярко описывает батальные сцены, что порой кажется, будто ты сам прошёл через всю Ливийскую войну (второе название Непримиримой войны) и сражался бок о бок с грязными варварами, а греки, галлы, ливийцы и африканцы были твоими собратьями.
«Зрелище Карфагена раздражало варваров. Они восхищались им и в то же время ненавидели его; им одновременно хотелось и разрушить Карфаген, и жить в нём».
Помимо этого в романе есть любовная линия. Автор делает акцент на сложных взаимоотношениях между Саламбо, дочерью Карфагенского военачальника Гамилькара, и предводителе варваров по имени Мато. Флобер решает показать невиданную ранее сторону дикого варвара – он представляет его не только как машину для убийств, но и как обычного человека, страдающего от неразделённой любви. Яростный дикарь превращается в самого что ни на есть влюблённого мальчишку, который готов на всё, чтобы завладеть объектом обожания.
Также необходимо сделать акцент на атмосфере произведения. Писатель с первых страниц погружает нас в своеобразный транс – он окуривает нас пряными благовониями, водит по древним храмам Карфагена и знакомит нас чуть ли не с каждым жителем города. А над всем этим возвышается великая и могучая богиня, всесильная Танит.
Однако вскоре всё обретает мрачные тона. Флобер переносит нас на поле боя и заставляет смотреть на все ужасы войны. Он расстилает перед нами кровавые ковры, показывает жестокие жертвоприношения, мчится на боевых слонах, готовых разодрать нас куски, а затем заставляет наблюдать за погибающими от голода людьми, которые от отчаяния поедают своих собратьев.
__«Трупы, сдавленные толпою, не падали; поддержанные плечами соседей, они по нескольку минут стояли с остановившимся взглядом. Некоторые, у кого виски были пробиты насквозь дротиками, качали головой, как медведи. [...] отрубленные руки отлетали вверх».
«Но вскоре некого стало употреблять в пищу. Тогда принялись за раненых и больных. Ведь всё равно они не могли выздороветь, не лучше ли избавить их от мучений?»
__
Великолепное, яркое, захватывающее и поражающее масштабом произведение. Определённо советую для прочтения.
Если скучна, то значитвырождаемся, и нужны только комиксы...