Конечно, современные возможности самостоятельной цифровой записи музыку в целом не убивают, и она точно будет жить дальше. Но музыкальная экосистема действительно очень серьезно изменилась, как из-за доступных аудиоинтерфейсов, так и из-за того, что у нас теперь есть интернет, в котором цифровые записи легко распространяются, и дальше нам придется жить уже в этой новой реальности. Радио, телевидение, пластинки и кассеты - тоже что-то в свое время довольно серьезно меняли, и в этом были как плюсы, так и минусы.
По идее, конечно, то, что больше людей получило доступ к штукам, которые раньше были доступны только в студиях, и то, что музыкант теперь сам может сам записать и выложить свой трек или клип - это здорово, и можно было бы ожидать того, что оригинальной и интересной музыки станет больше, но не так все просто.
В предыдущей системе, когда запись была дорогой, музыка проходила через несколько фильтров, перед тем, как дойти до записи. Пластинка записывалась для того, чтобы ее продавать, поэтому ее записывали и сводили профессионалы. Лейблы следили за вкусами своей целевой аудитории и выбирали тех музыкантов, которых им стоит записать и издать. Музыканты играли отрепетированный материал, состав группы был подобран таким образом, чтобы каждый музыкант мог справиться со своей задачей. В итоге получалось достаточно большое количество разнообразной музыки, но не прям огромное, можно было уследить за тенденциями и развитием, и она была качественно сделана.
Сейчас любой человек может взять телефон, снять видео, как он что-то играет или поет, выложить это на youtube, и теоретически его музыка будет доступна для всех жителей земного шара, у которых есть интернет. Он может сделать этот ролик более качественным, использовать не телефон, а звуковую карту, купить себе микрофоны, мониторы, инструменты, камеру. Конечно, современные возможности располагают к тому, чтобы человек сам с помощью компьютера и музыкального софта сам сделал все так, как ему нравится, исправил ошибки, если у него что-то не получается сыграть или набил партии, сделал электронные барабаны. С одной стороны, это конечно круто, но с другой - покупая оборудование, человек не получает автоматически опыт, который есть у тех людей, которые занимаются этим профессионально. Он сам оценивает результат своей работы и то, из чего он складывается. Но обычно, все-таки, даже если человек в чем-то талантлив, он не может сделать все составляющие своей музыки настолько же круто, как если бы в этом участвовали другие музыканты, звукорежиссеры и продюсеры, а он бы сам сосредоточился на той задаче, в которой он более компетентен.
Тут нужно сделать отступление насчет электронной танцевальной музыки. С ней ситуация немного другая: ее действительно может делать один человек, который при этом не занимается имитацией живой музыки, а продумывает каждый звук и добивается какого-то общего результата. В этой области, естественно тоже генерируется куча шлака, но в идеале человек может написать трек за несколько дней, этот трек может быть отобран на лейбл, специализирующийся на определенном направлении, лейбл выпустит пластинку с этим треком, ее купит послушать диджей, который потом вставит этот трек в свой сет и увидит реакцию людей на танцполе. Они могут не знать название трека, но это уже задача диджея. То есть, тут тоже есть своя система фильтров, понятно, к чему стремиться и сам трек, как продукт труда музыканта будет иметь свою ценность, если он все эти фильтры пройдет (и винил, как аналоговый носитель тут помогает осуществить всю цепочку, хотя конечно не является единственным вариантом).
В случае с рок и поп-музыкой запись уже не имеет той самостоятельной ценности, которая была раньше, а обычно выполняет функцию рекламы исполнителя. Заработать только на том, что ты написал что-то крутое, даже если удалось заработать определенную популярность не получится, дальше нужно как-то работать над тем, чтобы это монетизировать. Наиболее распространенный вариант - концерты, но студийная и концертная работа - это разные задачи, не у всех это получается одинаково хорошо. Ну и получается, что музыкант просто не может оценить, насколько ему стоит вкладываться в запись, оборудование, студии и музыкантов, тратить свои деньги и время, он не знает, принесет ли это потом какие-то плоды, которые все это окупят. Конечно, в случае топовых исполнителей в качество вкладываются по полной, и там уже нельзя делать унылый самопал, а на начальном этапе это совершенно непонятно. И нужно бороться за внимание слушателей, у которых кроме вас есть что послушать и на что еще потратить свое время. И зацепить это внимание может получиться не самой музыкой как таковой, а каким-то вирусным контентом, который не обязательно должен вызывать только положительные эмоции. Если миллион человек будет писать про какого-то музыканта "фу, какое говно" - этот музыкант находится в более выигрышной ситуации, чем тот, кого послушали 100 человек и сказали, что он молодец. Насчет оригинальности - тут получается так, что если какая-то группа выкладывает кавер известной песни, то гораздо больше вероятности, что этот ролик найдут и посмотрят, поэтому многие музыканты идут по этому пути.
Конечно, сейчас все равно существует куча современной интересной музыки, ее не стало меньше, просто ее стало сложнее искать. Но у многих людей есть ощущение фрустрации. Вернуться к тому, что было раньше невозможно, но общество может найти способы сделать лучше. Музыканты зависят от слушателей и их поддержки, как материальной, так и нематериальной. Вместо того, чтобы писать в фейсбуке "певица Х отстой, не понимаю, как люди это слушают" найдите хорошую певицу, которую не знает никто из ваших друзей и поделитесь ее роликом. Если кто-то из ваших друзей занимается музыкой и она вам нравится - помогите ему лишний раз перепостом или чем-то еще. Ходите на концерты, ездите на фестивали, где играют то, что вам нравится, покупайте альбомы у музыкантов, создавайте и поддерживайте сообщества, которые занимаются продвижением новой интересной музыки. Не ждите, что ее вам просто так принесут, а вы будете ее бесплатно слушать и оценивать.
Мне кажется, что музыку убивают разговоры о том, что цифровая запись убивает музыку. Возможность записать, отмастерить с более-менее сносным качеством и распространить по всему миру релиз, не выходя из дома, — это прекрасно.