Начнем с того, что идеальной системы образования нет ни в одной стране. Стремительное развитие науки и техники, смена экономических и политических систем требуют адекватных перемен и в образовательной сфере. Однако реформы рынка образовательных услуг не всегда успевают за трансформациями в обществе — и это нормальный, закономерный процесс, присущий всем странам. Наша страна не является исключением из такого общего порядка.
Кардинальные изменения социально-экономических отношений, которые начались в конце прошлого века, затронули и систему образования в постсоветский период. Старая школа была разрушена, а новая еще не сформировалась до конца. Поэтому говорить только о плюсах, игнорируя явные минусы, не совсем корректно.
В то же время не вызывают сомнений очевидные преимущества российского образования:
- целью школьного обучения является формирование у детей широкого кругозора через изучение относительного большого количества предметов;
- привитие детям коммуникативных навыков (социализация как продолжение дошкольного воспитания);
- высокая мотивация выпускников школ на поступление в ведущие высшие учебные заведения (и желательно на бюджет);
- изучение иностранного языка уже с начальной школы; в некоторых образовательных учреждениях есть дополнительное обучение нескольким иностранным языкам;
- обязательные уроки по информатике включены в расписание начальной школы; практически все школы оснащены техническими средствами (компьютеры, интерактивные доски, планшеты, интернет), что очень важно в условиях всеобщей цифровизации;
- использование новых методов для мониторинга успеваемости учащихся; к примеру, единые школьные журналы и электронные дневники существенно изменили микроклимат в школе и дома, т.к. у родителей появилась возможность непосредственного участия в школьном менеджменте;
- широкое использования новых форм обучения в гимназиях, лицеях и колледжах.
В системе высшего образования, несмотря на постоянные изменения в так называемых государственных стандартах, появились вузы мирового уровня (к примеру, Высшая школа экономики и ИТМО). Положительной стороной в данной сфере является наличие большого количества бюджетных (бесплатных) мест на всех уровнях: колледж-бакалавриат-магистратура-аспирантура-докторантура. В этом контексте можно отметить и высокий научный уровень профессорско-преподавательского состава.