Легенды, мифы и страшные сказки. Вот здесь упомянули Бабу-ягу. Во-первых, всё, что вы про неё слышали -- это художественные переработки 19-го века. Ну давайте обсудим ещё то, не был ли Мойдодыр на самом деле ожившим умывальником.
Если же обратиться к множеству фольклорных источников и выделить в них общее, то:
---
"Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры.
Двойственная природа Бабы-яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так, во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но, либо, накормив-напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам."
"Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста».
Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подпёрта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдаёт себя за дом еды»" wikipedia.org
---
В чём тут сомневаться? В том, что люди так воспринимали мир? Так пытались осознать его смысл, свое место в нём? Своё взаимоотношение со смыслами?
Мифы (причем это ещё дописьменная эпоха) это не пересказы историй из жизни, не справочник технологий, не зарисовки "как я провел лето", это поиск смыслов, осознание себя -- откуда мы посреди этой тайги, зачем, какое отношение мы имеем к этому лесу, к этой реке, к этим волкам?
Сравнивать сказанное в мифах следует не с учебником физики, который описывает законы природы, а с вашим разговором с матерью и отцом, с вашими детьми о смысле жизни.
Понятное дело, что такие разговоры вообще не всех интересуют, а некоторых и раздражают, но это не обесценивает мифов. У разных людей разные потребности, кому-то интересно, кому-то нет.
Что такое миф сегодня? Не миф в смысле "есть дедмороз или нет", а миф -- смысл истории, смысл существования. Сказки именно об этом в особой форме, но искаженной сейчас для развлечения и чтобы дети не пугались.
Попробуйте ответить на вопрос -- что есть наша страна, чем мы отличаемся от соседей, почему, зачем (надо ли отличаться). Вот это и есть миф. И ответы будут также спорны и смешны кому-то, как Баба-яга.
Самое страшное, что в тартар дети своих родителей отправляли, и не так уж редко это случалось.
Очень крутой ответ. Спасибо!
Судя по всему, крайне низкую, стремящуюся к нулю. В этом можно убедиться и на бытовом уровне, подсчитав количество чудес, происходящих вокруг.