Английские законы о бродяжничестве
Английское законодательство с конца XV в. устанавливало жестокие наказания за бродяжничество, нищенство. Эти чисто формальные проступки, не причинявшие материального вреда обществу, ни нарушавшие ничьих прав, наказывались смертной казнью. Крестьян землевладельцы массами сгоняли с их земель. Они превращались в бродяг, которых по законам нещадно бичевали, клеймили и вешали. Лишённые жилищ и средств к существованию крестьяне считались бродягами - безнравственными людьми, которые не желают работать. В первой половине XVI в. десятки тысяч крестьян, обращённых в бродяг, бродивших по стране в поисках работы и хлеба, были повешены. В благочестивой протестантской Англии с «самым первым парламентом в мире» одного факта бедности было достаточно для того, чтобы оказаться на виселице.
«Налагая на всех, способных к труду, обязанность трудиться, законодатель исходит из представления, что работы хватает на всех и что праздность есть проявление злой воли, с которой должно бороться суровыми уголовными карами. Нечего и говорить о том, что бродягой, негодяем, сильным нищим, по статутам Елизаветы, объявлялся всякий бедняк, отказывающийся работать за установленную властями плату. Статуты XVI в. причисляют к бродягам всякого, кто в известный срок не нашел себе работы, каковы бы ни были причины этой праздности. Статут 1536 г. Генриха VIII разрешал рабочему передвигаться только с аттестатами от хозяина: но и с аттестатом он может бродить, только месяц в поисках нового места, после этого он бродяга. Только по статуту 1572 г. Елизаветы льготный срок для приискания работы увеличен до 6 месяцев. А положение бродяги очень опасное». 49
Закон 1530 г. устанавливал, что только старые и неспособные к труду нищие получили разрешение собирать милостыню. Прошение милостыни здоровым мужчиной было объявлено преступлением. Нищие и бродяги, не получившие разрешение на сбор милостыни в качестве лиц, впавших в бедность не по своей вине, подлежали битью плетьми. Причём их следовало обнажёнными привязывать к тачке и бить до тех пор, пока кровь не заструится по телу. Затем с них следовало брать клятву возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд». Закон 1535 г. усиливал наказание. Если бродяга попадался во второй раз, наказание плетьми повторялось и, кроме того, отрезалась половина уха. Если же бродяга попадался в третий раз, его подвергали смертной казни.
В борьбе с бродяжничеством были предприняты такие чрезвычайные меры, как устройство рабочих домов («домов ужаса») и ссылка. С целью избавиться от бродяг, нищих стала применяться в административном порядке как мера безопасности ссылка во вновь открытые колонии в Северной Америке. По закону 1597 г. пожизненная ссылка стала заменять смертную казнь. Таким образом, американская ссылка способствовала ограничению смертной казни в Англии.
При Генрихе VIII(1509-1547) за бродяжничество подверглось смертной казни 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян при населении 4-5 миллиона человек (это почти 4/5 тогдашнего населения 10-тысячного Лондона), при Елизавете (1558-1603) - свыше 89 тысяч при населении 6 миллионов человек, то есть около двух тысяч в год.
Людей вешали только за бедность. Протестанты видели в каждом бедняке лентяя или преступника. Почему? Это ожесточение богатых против бедных объясняется религиозными взглядами протестантизма кальвинистского толка с его ключевой идеей предопределённости, которую выдвинул основатель кальвинизма Жан Кáльвин (1509-1564). Это означает, что люди изначально неравны. Бог до сотворения мира предопределил судьбы людей: одних - к спасению души, к жизни вечной, а других - к погибели, к вечной смерти. Люди делятся на избранное к спасению меньшинство и отверженных. Это было отходом от сути христианства с идеей религиозного братства людей (все люди - братья во Христе, он за всех нас пошёл на крест) назад, к ветхозаветной идее «избранного народа». Видимым признаком «богоизбранности» стало богатство. Бедность вызывала ненависть как симптом отверженности. Тем самым освящалось материальное обогащение, оправдывалась «богоизбранность» одних для богатства и эксплуатации других, бедных. Это обеспечивало «фарисейски спокойную совесть при наживе денег» (М. Вебер). Поэтому пуритане считали смыслом жизни материальное обогащение, наживу. Именно поэтому принятые в Англии законы о бедных поражают своей жестокостью.
----------------------------
далее-тут https://studfiles.net/preview/6189354/page:23/
А все говорят какой ужастный Иван Грозный. Кстати, современник этого беспредела и французкого побоища гугенотов. Дескать, в России это варварство, а вот Европа - цивилизованная вся из себя. И эти люди запрещают нама в носу ковыряться!