Наука позволяет точно определить глубину любой воздушной ямы. Она точно равна нулю метров. Никаких провалов в небе не бывает. А вот что бывает.
Самолет, разумеется, летает в воздухе. Подъемная сила прямо пропорциональна скорости набегающего потока (ну хоть в кино видели: медленно самолет едет - не взлетает, быстро - взлетает). Воздух бывает спокоен и неподвижен только в некоторых задачах по навигационным расчетам, ветер есть везде и всегда (ну, почти). И вот представьте, что ветер довольно резко меняется со встречного на попутный. Скорость относительно воздуха падает, самолет теряет небольшую часть подъемной силы, а вы делаете "У-у-ух!".
Конечно, совсем резкое изменение ветра - штука довольно редкая, а вот турбулентность, т.е. завихрения на границах даже немного разнонаправленных потоков воздуха, при пересечении которых потрясывает - вот то самый момент, когда можно немного "провалиться". Безо всяких завихрений также могут помочь обыкновенные порывы ветра, которые точно так же повлияют на подъемную силу из первого примера и знакомы любому сухопутному наблюдателю.
Второй момент. Ветер в нашем выдуманном первом варианте почему-то дует либо вперёд, либо назад, что является серьёзным упрощением. Бывает же еще и вверх-вниз. Представьте, вы летите на самолете над свежевспаханным полем, жара, июль. Поле кончается, начинается большое озеро. Раньше "ветер" дул вверх от раскаленной почвы, а теперь под вами прохладная гладь воды, из подъемной силы самолета вычитается тот самый "вертикальный ветер", а вы делаете "У-у-ух!".
Если вышеописанные события произойдут в обратной последовательности, то ямы превратятся в горы, а "Ух!" в "Ого!".
Впрочем, есть еще и третий вариант, которого никому не пожелаешь - гроза. Округляя, будем говорить, что внизу грозы преобладают сильные нисходящие потоки, которые могут без спросу приложить самолет к земле. Или еще может очень резко измениться направление ветра, и тогда см. объяснение к первому варианту, но с печальным уточнением, что "внизу" у самолета может не быть достаточного запаса по высоте. Так что не удивляйтесь, что вылет могут задержать из-за каких-то тучек, даже если над вами и дождя-то еще нет.
В верхней же части грозы сильны восходящие потоки, которые "выплюнут" самолет за максимально доступную для его характеристик высоту, что может привести к полной потере самолетом возможности лететь. Примеры и тех, и других событий, связанных с нехорошей погодой, к сожалению, есть как в отечественной, так и в зарубежной гражданской авиации.
Но если гроз на небе нет, а воздух спокоен, то бояться совершенно нечего. Хотя лучше сидеть с пристегнутым ремнем безо всяких напоминаний со стороны капитана и его включенного табло.