Давайте сначала определимся - а что значит "любить Россию"? У каждого из нас есть свои критерии этого, а стало быть -дискуссия на эту тему имеет право быть и она будет весьма долгой. Считать, что Ельцин желал стране, Президентом которой он был какого-то апокалипсического зла наверное является весьма субъективным воззрением.
Что касается выбора преемника- то это вопрос остается одним из самых интересных. Начнем с того, что,кстати именно Ельцин, за время своего правления вывел межэлитную борьбу в публичную плоскость. Различные элитные группы, кланы вели борьбу за доступ к власти, используя конституционные рычаги - выборы в ГосДуму, губернаторов, создание квазипартийных объединений, назначения на правительственные посты.
В российской истории это было впервые именно при Ельцине.
Выбор преемника у Ельцина был одним из главных в повестке дня. Это и понятно- политический режим всегда пытается сохранить себя.
За годы власти Ельцина преемников было много - Юрий Скоков, Владимир Шумейко, Олег Сосковец. После выборов 1996 года - когда Ельцину и его окружению было понятно, что здоровье не позволит сохранять власть в условиях политической неустойчивости- начался серьезный отбор кандидатов.
Некоторое время в роли преемника утвердился Борис Немцов. Но Ельцин разочаровался в нем. Немцов порождал конфликты, его самоуверенность вела к недоговороспособности, да и личные качества демонстрировали, как казалось, политическому режиму не способность удержать ситуацию. Большие шансы имел Виктор Черномырдин. Но его постигло две публичные неудачи - его партия Наш дом Россия не смогла получить большинство в Думе и сам Черномырдин не мог удержаться у власти в 1998 году. Стало ясно - что элита не сможет объединиться вокруг него. И он сам не станет сильной альтернативой Лужкову-Примакову.
С этого момента окружение убедило себя, исходя из результатов выборов 1996 года и фактора Лебедя, что население поддержит только сильную фигуру- представителя силовиков, человека в погонах.
Среди отсматриваемых кандидатур были - генерал Николаев- командующий погранвойск; генерал Бордюжа- тоже директор погранслужбы; генерал Степашин.
Все они были отвергнуты по разным критериям - от амбициозности, слабого лоялизма и стремления идти на уступки оппозиции до слабого понимания госуправления.
На какой то момент претендентом стал министр путей сообщения Аксененко, сильная фигура, но и в отношении него зародились подозрения о его лояльности.
Игры в преемника могли продолжаться долго. Но приближались выборы в ГосДуму 1999 года, результатом которых могла стать победа партии Примакова-Лужкова. Что грозило политическому режиму полным поражением. В ситуации ограниченного временного фактора появилась фигура директора ФСБ Путина.
Как следует из воспоминаний современников, его кандидатура нравилась многим. Молодой, не склонный к авантюрам, демонстрировавший лояльность, умевший слушать, готовый взять на себя ответственность. Многим импонировало как Путин повел себя по отношению в Собчаку, когда на свой страх и риск он буквально спас его от ареста, переправив во Францию.
Чеченская кампания окончательно утвердило Ельцина в своем выборе. Путин был жестким, уверенным, он нравился избирателям. Сказывался и фактор человека из КГБ_ФСБ: элита его если не боялась, то опасалась. Наконец, он был совершенно новым лицом, не имел никакого компромата, не был замешан в публичных скандалах.
Так Путин стал фактически безальтернативным кандидатом для партии власти.