Произведения античной литературы были, остаются и будут актуальны всегда. Потому что Античность - колыбель всей европейской цивилизации без преувеличения. Заложенные в древности литературные архетипы, приемы, жанры были дополнены и переосмыслены в Средневековье, а затем снова взяты на вооружение европейскими писателями Нового времени, отцами современной литературы. Античный эпос и исторические труды постоянно цитировались в средневековых текстах, а затем в полной мере были реанимированы в Новое и Новейшее время. Античная риторика лежала у истоков всей европейской литературы, она дала формы и риторические приемы, которыми мы пользуемся и сегодня. Даже бизнес-коучи и продажники, сами того не сознавая, используют краткие выжимки из сочинений по риторике Аристотеля и Цицерона. Вообще эту тему прекрасно раскрыл в своей книге "Риторика и истоки европейской литературной традиции" С.С. Аверинцев, блестящий знаток античных и библейских текстов. Рекомендую всем эту книгу прочитать.
Об огромнейшем влиянии античных драматургов (Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана) на европейский театр и драматургию, полагаю, излишне говорить. Вот только краткая ученическая справка. Также не имеет смысла разглагольствовать о фундаментальной базе, которую заложили античные философы в современную науку. Многие их теории и положения актуальны для философии, политологии и языкознания и сегодня.
Но самое главное - архетипы, заложенные древней (как древнегреческой и древнеримской, так и древнееврейской посредством Библии) литературной традицией. Едва ли можно перечислить все кочующие из произведения в произведение сюжеты, мотивы, персонажей, сентенции, пословицы и т.д. Если вы будете внимательным читателем и будете знать античную литературу хоть немного, то вы увидите многочисленные скрытые и явные цитаты, аллюзии на произведения древности. Да взять хоть последнюю книгу Виктора Пелевина "Непобедимое солнце" (2020), в центре сюжета которой культ "Sol invictus" императора Гелиогабала (218-222 гг. н.э.), описанный в "Римской истории" Диона Кассия. Этот древнеримский историк малоизвестен и непопулярен сегодня, но вот Пелевин (!) нашел в его рассказах детали, актуальные для себя и нашего времени.
Золотая монета с изображением колесницы, несущей чёрный камень бога Гелиогабала (Элагабала). 218-219 гг.
Призываю всех читать творения древних авторов. Не пожалеете!)
А разве она интересна современному? Вот уж чего не заметил.. . Впрочем, "Золотой осёл" в переводе Кузмина некоторым спросом пользуется. Всё,как и прежде-"...читал охотно Апулея, а Цицерона-не читал".