Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На самом ли деле поэты «Золотого века» скрывали в своих строках мысли и образы, о которых нам говорят при анализе их творчества на уроках литературы?

Искусство и культураЛитература
Игорь Змитрович
  ·   · 5,2 K
Первый
Писатель ничего  · 21 мар 2015

Чаще всего этот вопрос задают из невежества. Конечно, автор вкладывает какой-то смысл во все свои слова. Правда, анализирующий может ошибиться в трактовке, но в основном все критики сходятся в одном мнении. А если вопрос спорный, то это только подогревает интерес.

Мы все воспринимаем произведения как законченные картины. Мы видим конечный результат и забываем, что за ним скрывается человек - автор. У него определённая цель, например - передать настроение или характер персонажа, обстановку, мысли и прочее. Для этого он прибегает к разным приёмам и не будем забывать, что писатель, в принципе, мало чем ограничен - он пишет писать, что угодно. Но он пишет только то, что посчитал нужным, что, по его мнению, лучше всего передаст его задумку.

Если автор описывает комнату персонажа, у него есть определённая цель - к примеру, показать, что герой одинок. Комната Раскольникова из "Преступления и наказания" Достоевского была вся желтоватого оттенка, что очень хорошо передаёт настроение. Но если бы автор выкрасил обои в яркие кислотные цвета и повесил на стены плакаты с пони, это ведь что-то да значило бы? Вероятнее всего, что в таком случае автор хотел бы подчеркнуть контраст между обстановкой и чувствами героя, этим самым показывая, что герой лишний в этом мире. Но нет, у Раскольникова комната получила именно желтоватые цвета, потому что Фёдор Михайлович так написал.

В этом очень легко убедиться - попробуйте написать что-нибудь сами, но не в стиле газетной хроники или низкопробного фельетона, а так, чтобы передать настроение. Тогда сразу станет ясно, что именно автор, а в этом случае это вы сами, вкладывает в свои слова.

Первый
студент-филолог, МГУ им. М.В. Ломоносова  · 22 мар 2015
Нужно различать собственно рефлексию произведения и его анализ, основанный на научных методах, методах литературоведения. Литературоведение - наука очень тонкая. И, как и все гуманитарные науки, субъективна. При анализе любого х... Читать далее
Кроме того, текст можно изучать с очень разных сторон. Можно изучать сам текст, без оглядки на автора, пытаться... Читать дальше
Очень интересный вопрос, на самом деле интересный. Я не раз задавала его себе, особенно тогда, когда мнение литературоведа кардинально отличалось от моего. Более того, сами филологи до сих пор спорят по этому поводу. Дам ответ... Читать далее
Согласна полностью с тем, что популярность этого вопроса (а он систематически всплывает тут и там в том или ином виде) - следствие невежества.  Во-первых, литературоведение - это не хобби участников какого-то кружка, а наука... Читать далее
Первый
журналист, "Эхо Москвы"  · 30 мар 2015
Как бы то ни было, мы об этом уже никогда не узнаем. Вообще же у людей, которые занимаются литературоведением, зачастую разные взгляды на одно и то же произведение. Об особо оригинальных идеях и концепциях, бывает, говорят и... Читать далее
Первый
безработная  · 21 мар 2015
Иногда - да, но чаще всего образы впоследствии раскрывали литературоведы. Разумеется, "раскрытие" образа они подтверждали своими и чужими исследованиями творчества поэта, его современников и предшественников, исторической... Читать далее