Если хотите посмотреть, что писали о классической литературе критики-современники, имеет смысл поискать вот эту книжную серию: «Библиотека русской критики», в ней напечатаны едва ли не все самые знаменитые критические статьи с XVIII века по вторую половину XX века, от Карамзина и Белинского до Белинкова и Лакшина. Некоторые полностью, некоторые в сокращении — в любом случае для подготовки будет полезно.
Что касается критики и литературоведения потомков, то, помимо уже порекомендованного и прекрасного Лотмана, можно почитать книги Аркадия Долинина о Достоевском, Юрия Манна о Гоголе и о литературе первой трети XIX века, Сергея Бочарова о Пушкине и Толстом, Александра Чудакова о Чехове, Чуковского о Некрасове, Анны Журавлевой об Островском и Лермонтове. Более сложный теоретический уровень — работы русских формалистов, например Бориса Эйхенбаума о Толстом и Гоголе; можно также ознакомиться, хотя бы в кратком изложении, с работами Лотмана по семиотике и русской культуре и идеями Бахтина о поэтике Достоевского.
Переходя к XX веку, могу порекомендовать цикл очерков «Силуэты русских писателей» Юлия Айхенвальда — может быть, лучшего из русских критиков. Также отдельные статьи Ходасевича, Гумилева, Чуковского. О Булгакове хорошо писала Мариэтта Чудакова, о таких советских писателях, как Бабель, Зощенко, Пильняк, Трифонов — кто там еще из советских авторов входит в школьную программу? — можно почитать остроумные лекции Дмитрия Быкова, а с другой стороны, о советском периоде вообще, особенно о второй его половине, — учебник Наума Лейдермана и Марка Липовецкого (1, 2). Список книг о Маяковском я приводил здесь, там в основном о биографии, но и о творчестве тоже. О Блоке замечательные работы у Дины Магомедовой, которая, кстати, только что выпустила учебник по литературе серебряного века / русского модернизма — я еще не читал его, но зная уровень автора, могу рекомендовать заранее. В общем и целом хорош уже порекомендованный ниже учебник Бугрова и Голубкова, в народе называемый «Шурики» (потому что на обложках у него Пушкин и Блок).
Но я слышал, что сейчас на ЕГЭ (когда я заканчивал школу, о нем только начинали говорить и пытаться его внедрять) требуется не знать критику и литературоведение, а помнить цвет платья Наташи Ростовой. Если это правда, то прочитайте какое-нибудь пособие для подготовки к ЕГЭ — полки в магазинах ими завалены. А все, о чем написано выше, тоже прочитайте. Для души.