Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На каких основаниях ислам считается самой миролюбивой религией?

ОбществоРелигия+1
Anna Krylova
  ·   · 27,5 K
Анонимный ответ9 нояб 2017

В качестве ответа приведу отрывок из лекции доктора философских наук, кандидата политических наук, директора Российского Научно-просветительского Центра «Аль-Васатыйя – умеренность» Али Вячеслава Полосина:

...Сунна благородного Пророка Мухаммада (с.а.в.) открывает нам удивительную парадигму не только устройства внутренней жизни мусульманской общины, но и проект справедливого многополярного, многовекторного мира на все времена. Когда пророк стал впервые главой государства в Медине, он вообще не пытался подчинить себе немусульман Медины. Они не признавали его ни как посланника Бога, ни как своего правителя. Поэтому взаимоотношения с ними и управление городом с учетом их интересов возможны были исключительно посредством договора. И такой трехсторонний договор был подписан мухаджирами (мусульманами из Мекки), ансарами (мусульманами Медины) и иудеями. Сейчас кому-то это может показаться и вовсе парадоксальным, но это непреложный факт из сунны Пророка: иудеи были его конституционными партнерами в становлении первого исламского государства!

Мединское соглашение, договор, вполне может рассматриваться и как конституция. – Ведь любой закон, начиная с основного, конституционного, всегда и везде есть продукт общественного договора, фиксирующего определенный баланс интересов различных общественных сил. Качество этого договора определяется общественной моралью и культурой тех, кто в него вступил. Мединская конституция базировалась на откровении Единобожия, но она не навязывала его тем, кто его не понял и не принял.  

Мухаммад (с.а.в.), если бы только пожелал, смог бы просто рассказать нам то, что ему открыл Аллах, но это автоматически стало бы обязательной нормой и для людей других религий. Тогда получилось бы, что Пророк управляет всеми гражданами, опираясь исключительно на свой священный статус, не учитывая интересы граждан Медины – немусульман. Поэтому Пророк – в противоположность авторитарным склонностям многих из тех, кто заявляет, что подражает ему сегодня – искал общего согласия через Договор с иноверцами, жителями Медины.

Таким образом, первое мусульманское государство, образованное в Медине, основывалось на общественном договоре, и лидер этого государства правил с согласия всех горожан, письменно зафиксированного в документе. В соответствии с этим документом, мусульмане и немусульмане являлись равноправными жителями и гражданами этого государства. Сообщества же, не исповедующее Ислам, имели право на религиозную автономию.

Тем самым, конституция Медины означала создание многоконфессионального государства, перед законами которого все равны. Но оно было не просто многоконфессиональным, оно было многовекторным, многополярным, потому что общины иноверцев сохраняли в нем свою духовно-культурную самобытность и политическую автономию, у них действовал свой суд по законам их религии. По сути – этот небольшой город стал прообразом всего земного шара, предложив парадигму политического мироустройства. Политический глобализм той эпохи касался только действительно общих вопросов: армии, защищающей государство, некоторых налогов, защиты общих для всех прав человека, общих правил торговли и т.п., т.е. простирался до границ суверенитета общин, внутри которых действует их обособленное религиозное право. Спорные дела, затрагивающие интересы разных общин, выносятся на общегосударственный суд с участием заинтересованных общин.

Эта Конституция дала мусульманам право и в настоящее время в подражание Мухаммаду (с.а.в.) вступать в самые различные общественные и политические договора и в различные государственные образования, сочетая обязательные для себя вечные законы Творца с интересами и традиициями соседей и союзников, т.е. находить консенсус с немусульманами в современных реалиях.

В последнее время все чаще в мусульманских масс-медиа озвучивается идея необходимости следования «срединным путем» («васатыйа» в переводе с арабского – «середина», «умеренность») в Исламе. В ряде стран мира открыты центры по изучению «васатыйи», проводятся международные конференции, издается литература.

Представители радикального салафизма встретили новую идею неодобрительно, постарались усмотреть здесь очередную провокацию Запада по «либерализации Ислама». Однако на этот раз все оказалось намного серьезнее – инициатива принадлежит самим мусульманам и опирается на мусульманские богословие и традиции.

Целью инициативы является не изменение того, что в Исламе дано Аллахом как незыблемое, а реформирование «человеческого фактора» – критическое осмысление некоторых исторически сложившихся стереотипов об учении Ислама у самих мусульман, извлечение более глубинных пластов смысла Корана и приложение их к современному контексту жизни, более полное раскрытие идейного богатства и гуманистического потенциала, внутренне присущего Исламу.

Стереотипы возникали тогда, когда форсмажорные обстоятельства, например, война, длились непрерывно и слишком долго, и потому Коран толковался лишь применительно к условиям военного времени, к обстоятельствам отражения внешней агрессии, угрожавшей мусульманам тотальным геноцидом. Однако когда война заканчивалась, мусульмане переходили от логики осажденной крепости к логике мирного обустройства жизни на основе договоров, блестящим примером чего является «Мединская конституция» Пророка (мир с ним и благословение Аллаха). В итоге в Исламе гармонично сосуществуют и законы «военного времени», и законы «мирного сосуществования». 

Но в XIX – XX веках мусульмане многих стран столкнулись с оккупацией их родины странами Запада, при этом уровень мусульманского образования упал до крайне низкой черты, а единство мусульман было подорвано. И вот когда национально-освободительные движения мусульман в целях идеологического обоснования своей борьбы с колонизаторами стали воссоздавать именно «военные» интепретации Корана и Сунны – иногда адекватно обстановке, иногда нет, тогда это идеологическое обоснование было принято в необразованных кругах за единственно возможное. А в ряде регионов эти неадекватные обстоятельствам толкования стали нормой.

Таким образом, это неадекватное обстоятельствам перенесение толкований Корана применительно к справедливой войне на ситуации, когда возможен и мирный договор, и стабильное мирное сосуществование, стало основой для идеологии и практики различных политических экстремистов – и не только из числа мусульман. С помощью  масс-медиа фактически на всё учение Ислама была брошена тень радикализма, жестокости, нетерпимости.     

Между тем в Коране сказано: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины («васатыйа»), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Коран, 2: 143).

Поэтому и возникло движение среди образованных мусульман, направленное на преодоление ненормальной ситуации и на возвращение к «традиционному Исламу», т.е. к адекватности приложения толкований Корана к текущим обстоятельствам.

Инициатором этого движения стал Кувейт при поддержке правящего монарха, а персонально «сердцем и душой» проекта стал Первый заместитель министра по делам вакфов и религиозных отношений Кувейта доктор Адель аль Фалях. При идейной поддержке шейха Юсефа аль-Карадави они создали в Кувейте Международный центр Аль-Васатыйи.

Очень важно, что понятие «васатыйи», «срединного пути», не является новшеством («бида’а»), оно укоренено в Коране и всегда являло собой обязательную норму для мусульман. Но почему сегодня именно это понятие оказалось в центре внимания мусульманского сообщества? Какие причины подвигли мусульманских богословов сделать дополнительный акцент на нем, выделить его, так сказать, жирным шрифтом? Почему именно его противопоставили идеологии крайностей и экстремизма?

Для ответа на этот вопрос сначала необходимо обратиться к историческому контексту бытия Ислама и мусульман, выявить те цели и задачи, которые решал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) как лидер Уммы, а затем провести аналогии с днем сегодняшним и установить, какие средства наиболее адекватны сегодня для достижения тех же целей и задач, которые ставились Пророком.     

Что изменилось сегодня по сравнению со временами Пророка (с.а.в.)? В средневековье революция в каком-нибудь племени, королевстве, княжестве или война соседних племен между собою не затрагивала людей, живших в ста километров от этого места, а в гористой местности о таких событиях даже в ближайших странах или селах могли узнать через полгода от случайных странников. Когда шла война, чтобы преодолеть эти сто километров, требовалось минимум три дня, за которые другая сторона могла подготовиться к обороне. Однако сегодня, во времена высоких технологий, расстояния предельно сократились, обособленности племен и народов друг от друга больше нет. Вести региональную войну с тысячами жертв, как и нажить миллиардное состояние, можно, не вставая с кресла, имея в руках лишь ноутбук, подключенный к всемирный сети.

Современные информационные технологии по силе своего воздействия уже не уступают атомной бомбе, а доступ к ним имеют сегодня практически все желающие. Отсюда контекст, в котором Пророк (с.а.в.) заключил в Медине договора с иноверцами, сегодня качественно изменился, и для того, чтобы достигать тех целей, которые ставил Пророк, и обеспечить Умме устойчивое и безопасное состояние, требуются несколько иные по технологии шаги, нежели в 7 веке н.э. Тогда мелкий вооруженный конфликт мог разрешиться мечом, сегодня самый маленький конфликт может привести к гибели целого народа и к угрозе всему человечеству (взять хотя бы захват двух израильских солдат около границы с Ливаном).

Отсюда роль эффективного договора с целью недопущения военного противостояния многократно увеличивается. При этом такие договора охватывают не только политические вопросы, но и экономику, и культуру, и межрелигиозные отношения, поскольку дисбаланс в них может привести и к внутриполитическому, и межгосударственному конфликту (достаточно вспомнить историю с карикатурами на Пророка, с.а.в., или речь Папы Римского в Регенсбурге).

Также и для исламского призыва в Средневековье требовались месяцы и годы опасных странствий в чужие страны, а сегодня можно заполнить информационное пространство исламским дауатом на языке любой страны, любого народа, находясь за тысячи километров от него.

Если нет ни политической, ни информационной, ни культурной, ни религиозной обособленности, значит есть постоянное соприкосновение с иноверцами и иноплеменниками и значит – нужно искать общие точки соприкосновения и договариваться. Если оба противника находятся в стеклянном доме, нельзя бросать друг в друга камни – под обрушившимся стеклом погибнут оба, и первый бросивший камень может стать и убийцей, и самоубийцей.

Нынешний мир с его информационными и военными технологиями – это стеклянный дом, устойчивость которого зависит исключительно от благоразумности живущих в нем людей разных вер и национальностей. Мусульмане в силу величия своей миссии от Аллаха просто обязаны показывать пример благоразумия всем остальным.

Стереотипы о «воинственности» ислама, в том числе и у самих мусульман, возникали тогда, когда форсмажорные обстоятельства, например, война, длились непрерывно и слишком долго, и потому Коран толковался лишь применительно к условиям военного времени, к обстоятельствам отражения внешней агрессии, угрожавшей мусульманам тотальным геноцидом. Однако когда война заканчивалась, мусульмане переходили от логики осажденной крепости к логике мирного обустройства жизни на основе договоров, блестящим примером чего является «Мединская конституция» Пророка. В итоге в исламе гармонично присутствуют и законы «военного времени», и законы «мирного сосуществования». 

Но в XIX – XX веках мусульмане многих стран столкнулись с оккупацией их родины странами Запада, при этом уровень мусульманского образования упал до крайне низкой черты, а единство мусульман было подорвано. И вот когда национально-освободительные движения мусульман в целях идеологического обоснования своей борьбы с колонизаторами стали воссоздавать именно «военные» интепретации Корана и Сунны, тогда это идеологическое обосновнание было принято в необразованных кругах в ряде регионов за единственно возможное.

Неадекватное обстоятельствам перенесение толкований Корана применительно к условиям войны на ситуации, когда действует или возможен мирный договор, на стабильное мирное сосуществование, стало идейной и теоретической основой для впадения в чрезмерность в религии, ведущую в различные крайности поведения вплоть до экстремизма и терроризма.

Важным примером такого ошибочного перенесения логики поведения в военных ситуациях на ситуации мирного времени стала концепция деления мира. В ранних книгах фикха часто встречается деление правоведами земли на «дар-уль-харб» и «дар-уль-салям», а также положения о том, что именно война защищает мусульман от немусульман, в силу чего она представляется необходимой. Соответствуют ли эти положения современному времени или они являются только результатом иджтихада своего конкретного времени и места? 

Подобное черно-белое разделение не базируется ни на Коране, ни на Сунне, и потому не является фундаментальным в исламе, относясь к истории и к конкретным ситуациям. Отношения мусульман с немусульманами не строятся и никогда не строились только лишь на войне. Война в исламе была предписана только для отражения агрессии. Если исповедание Ислама свободно, то для военного джихада нет оснований.

Председатель Европейского Совета по фетвам, один из самых авторитетных современных мусульманских ученых, шейх Юсуф аль-Карадави вынес по этому поводу фетву, в которой, в частности, говорится: «Правоведы шариата допускают изменение фетвы в зависимости от изменений времени, места, традиций, условий, ссылаясь при этом на путь сподвижников и практику праведных халифов, которой мы, согласно повелению Пророка (с.а.в.), должны руководствоваться и не отступать от нее ни на йоту... Более того, на это указывает и благородный Коран, и Сунна Пророка.

В наше время это обязывает нас пересмотреть суждения, мнения и точки зрения предшествующих веков. Возможно, что они соответствовали своему времени и своим условиям. Но сегодня они не отвечают настоящему времени с его гигантскими переменами, которые не приходили и на ум нашим предшественникам. Сегодня подобные мнения приносят вред исламу и мусульманам, искажают истинное лицо исламского призыва.

Сюда относятся: деление мира на “дар-уль-харб” и “дар-уc-салям”», признание войны как основы отношений мусульман с немусульманами, признание наступательного джихада коллективной обязанностью уммы (“фард кифайя”) и т.п. В действительности эти мнения не соответствуют нашему времени. Однозначные положения Корана и Сунны их не подтверждают. Более того,  они опровергают их.

Ислам ратует за взаимное знакомство всего человечества: “Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг  друга” (Коран, 49:13).

Ислам расценивает прекращение войны как милость, благо. Так Коран дает оценку окончанию битвы Хандак: «Аллах заставил неверных повернуть назад вместе с их злобой, и не добились они успеха. И избавил Аллах верующих от сражения» (33:25). 

Ислам расценивает Худейбийское перемирие как победу, которой он одарил Своего посланника, и ниспосылает по поводу этого суру “Победа”: “Воистину, даровали Мы тебе победу явную” (48:1). 

В этой же суре Всевышний напоминает пророку и верующим о том, что Он не дал столкнуться в битве мусульманам и многобожникам:

Он – Тот, Который удержал руки их от вас и ваши руки – от них в долине Мекки, после того как дал вам победу над ними. Аллах видит то, что вы делаете!» (48:24)...

В древние века правители препятствовали распространению ислама среди своих народов. Поэтому Пророк отправил к ним послания, в которых он призывал их к исламу. ...правители либо убивали исламских проповедников, либо начинали вести войну против мусульман, либо подготавливали большие силы, чтобы уничтожить мусульман в их же собственных домах. Тогда, в условиях войн, и родилось столь жесткое разделение. 

Что касается сегодняшнего дня, то уже не существуют преград для исповедания ислама. Мусульмане имеют возможность через теле и радиотрансляции вещать на весь мир на разных языках, и разговаривать с каждым народом на его родном языке, разъясняя ему учение ислама. Однако в реальности мусульмане здесь проявляют полную халатность, и несут ответственность пред Аллахом за незнание ислама народами Земли».

Глобализация стала самым зримым и во многом уже не только количественным, но и качественным изменением того контекста, в котором живет мусульманская умма. Если внимательно рассмотреть произошедшие изменения, то придется называть вещи по-новому своими именами, потому что изменилась сущность этих вещей.

По сути произошло окончание эпохи деления на территорию ислама и территорию войны. – Вся геополитическая территория земли стала «территорией призыва» и «территорией договора». «Территория ислама» сегодня находится в душах людей, что на самом деле и является исполнением слов Аллаха: «Положение вокруг вас не изменится, пока вы не измените свой нафс» («я») (Коран, 13:11), а также в их добровольных сообществах, утративших в мегаполисах значение территориальной сельской общины. В мегаполисах люди собираются по интересам, по уровню образования и культуры, по житейским предпочтениям – в первую очередь с теми, кого уважают и с кем интересно.

За пределами этих добровольных сообществ и за стенами жилищ мусульман живут их соседи – не мусульмане со своими интересами и предпочтениями. И необходимо договариваться с ними, как не мешать друг другу, а еще лучше – как взаимодействовать в общественных делах.

Аллах создал человечество намеренно разнообразным, разделенным на множество общин, придерживающихся разных традиций, включая и религиозные традиции.

«О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).  

«Если бы захотел Господь твой, то Он создал бы людей общиной, одну и ту же веру исповедующей. Но они остаются различными, за исключением тех, кому Господь твой явил Свою милость» (Коран, 11:118-119).  

Более того, даже Пророку не дано право понуждать кого-либо к принятию веры:

«И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали все до одного, кто есть на Земле. Так, неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?» (Коран, 10: 99).

Сегодня очень трудно найти территорию, где был бы вообще невозможен исламский дауат и где можно были бы все основания считать ее территорией «дар-уль-харб». Но даже и в таких местах чаще всего достижимо состояние «территории перемирия» («дар-ас-сульх»).

«Может ли быть у многобожников договор с Аллахом и Его Посланником, не считая тех, с которыми вы заключили договор у Заповедной мечети? Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (Коран,9: 7).

Там, где антимусульманские силы не навязывают мусульманам военных действий, связанных с подавлением религии или геноцидом, там мусульмане обязаны искать возможности договориться:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (Коран,8: 61).

Тем самым, сегодня более, чем когда-либо, актуальна идеология мирного сосуществования с другими странами, народами, культурами, религиями, пример чего показал нам Пророк (с.а.в.), заключивший договора с иноверцами, включая многобожников. Сегодня эти договора имеют иную форму – поскольку мусульманские общины разбросаны по всему миру и большей частью живут среди иноверцев, то формой договора для них с местной властью является признание ими – гражданами данной страны – местного законодательства, регулирующего взаимоотношения разных людей с различными воззрениями на религию.

Данный подход целиком и полностью базируется на кораническом принципе:

«Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (Коран, 8: 72).

Согласно этой норме Корана, ни один мусульманин из арабских стран, имеющих договор с Россией о дипломатических отношениях, не вправе был оказывать поддержку северокавказским сепаратистам! А почему ее забывают и не пропагандируют?

В международном плане формой договора является признание мусульманскими странами немусульманских стран с их суверенными законами через посредство международного права, участие в ООН и иных международных организациях и через установление двусторонних дипломатических отношений.

Таким образом, жизнеспособность уммы зависит, в первую очередь от того, насколько успешно она сумеет отвергнуть навязываемой ей извне и подхваченный определенной частью невежественных людей с уязвленным самолюбием, желающим «свести счеты с Западом», утопический образ насильственного всемирного халифата и выдвинуть вместо него модель многополярного мира, многовекторной цивилизации, в котором сами мусульмане могут занять свои ниши, ни в чем не противореча шариату, но признавая наличие других сообществ и соревнуясь с ними в делах прогресса и в благочестии.

Сегодня исламский мир сильно отстает от Запада по части овладения современными технологиями. Между тем цифровое телевидение с множеством каналов по выбору и высокоскоростной интернет дают возможность догнать уходящий поезд, поскольку люди будут посещать те сайты и видео- и телепрограммы, которые им интересны, и если исламский мир раскроет неисчерпаемые богатства своего интеллекта для всего мира через недорогие, но содержательные, уникальные и сенсационные своим смыслом, а не шоу-эффектами, передачи, то тогда есть шанс выиграть информационную конкуренцию, т.е. привлечь аудиторию к исламскому призыву. 

Таким образом, ключевой вопрос развития мирового исламского сообщества, уммы заключается в том, сумеет ли оно победить соблазн собственного глобализма как ответа на глобализм западный, чтобы пойти – вместе с союзниками, начиная с России, к устойчивой модели многовекторной цивилизации и многополярного мира, используя достижения современных технологий? Альтернатива этому – поддасться соблазну насаждать насильно свои убеждения тем, кому Аллах дал свободу, и погибнуть за противодействие воле Аллаха.

С полным текстом лекции можете ознакомиться здесь: http://m.islam-today.ru/obsestvo/ali_vyacheslav_polosin_ideologiya_umerennosti_v_islame_al_vasatyji/

Эт не доктор наук! а толкователь религиозных учений.

физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист...  · 8 нояб 2017
Ни на каких. Самой миролюбивой религией (точнее "религией мира") ислам считают почти исключительно сами мусульмане. И то, наверное, не все. На каком основании? Примерно на том, на каком большинство жителей России считают свою... Читать далее
Анонимный ответ8 нояб 2017
Что-то я не слышала, чтобы она рассматривалась "самой миролюбивой религией", но в общем и целом, ислам  может считается мирной религией, потому что известна фраза из Корана: "Вам - ваша вера, мне  же-моя вера." Для 7 века... Читать далее

Интересно, с какой стати вы вообразили, что на мой взгляд нельзя защищаться от русских?

18+ контент

Первый
Ислам Ислам считается самым мирным религии всех времен. Ни на одного другого религии не сказано, что надо уважать других религий. Согласно исламу, Аллах в раю обратился к Адаму: «Иди и поприветствуй ангелов и внимательно слушай... Читать далее
Первый
Прошу простить меня но, я еще не читал такой лжи на тему ислама! В Гуране написано что:  " А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: "Мир!" Сура 25, Аят... Читать далее
местами экономист, немножко психолог, совсем...  · 8 нояб 2017
Самой миролюбивой религией считается Буддизм. И, к слову, для этого есть кое-какие основания (все другие мировые религии замазаны в крови гораздо сильнее). Мусульманство считается миролюбивой религией с т.з. некоторых... Читать далее
Это заблуждение. Почитайте про буддистов экстремистов. Они дичь полную творят. Нет мирных религий. Увы.