Здравствуйте!
На самом деле, у вас достаточно интересный вопрос и ответить на него однозначно будет сложно. Современное искусство не появилось в вакууме, это очередной этап какого-то глобального развития. Поэтому важно понимание контекста как в синхронии (что происходит в мире искусства на данный момент времени, ведь очевидно, если даже сильно упрощать, что несмотря на глобализацию, современное искусство западной Европы будет отличаться от современного искусства Южной Кореи), так и в диахронии (в каких традициях воспитывался художник, где он рос, что видел, к какому направлению относит себя сам). Для глобального понимания я бы порекомендовал "Поэтику" Аристотеля, Седьмая книга в диалоге "Государство" Платона, "Сумму всей логики" Оккама, "Сумму теологии" Фомы Аквинского, "Опыты" Монтеня, "Лаокоон" Лессинга, "Гюстав Курбе. Письма, документы. Воспоминания современников" – это то, что пришло в голову для небольшой исторической подготовки.
Теперь по XX веку: "Марсель Дюшан. Беседы с Пьером Кабанном", "О духовном в искусстве" и "Точка и линия на плоскости" Кандинского, "Манифест сюрреализма" Бретона, "Мир как беспредметность" и "Черный квадрат" Малевича.
Обзорные книги из недавно изданных: "Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм" Фостер, "Измы. Как Понимать Современное Искусство" Филлипса.
После этого можно смело приступать к серии издательства Garage – Garage Pro, подбирая что-то по интересам.