Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли выровнять АЧХ наушников эквалайзером, повесить на мастер, а перед рендерингом отключить, чтобы звук не портился?

МузыкаЗвук+2
maksim bykov
  ·   · 3,4 K
Музыкальный продюсер, звукорежиссер, разбираюсь в...  · 25 июн 2020

Широко распространено мнение, что мониторная система должна обладать линейной АЧХ. Однако, на практике любая акустическая конструкция всегда больше чем просто колонка. Звуковые колебания имеют свойство распространятся по всему помещению и отражаться от всех поверхностей, поэтому человек всегда слышит как звучит не сам по себе звуковой монитор, а этот монитор именно в этой точке именно этого помещения. Привести к относительной линейности всю эту систему стоит достаточно больших усилий, но для эффективного сведения нужно гораздо больше различных ухищрений, нежели просто линейная мониторная система.

При сведении необходимо добиться баланса всех партий во всех звуковых поддиапазонах, но наиболее важными являются средние частоты в районе 1-2кГц, поскольку в этом диапазоне частот человеческий слух обладает высокой чувствительностью и именно в этом диапазоне лежат частоты отвечающие за разборчивость вокала, Поэтому, например, очень популярные в студиях мониторы Yamaha NS10 имеют далеко не линейную АЧХ, а именно подчеркивающую средние частоты, за счет чего инженер сведения как под увеличительным стеклом видит (слышит) этот критически важный диапазон. К тому же, для хорошей транслируемости на недорогих бытовых системах важно наилучшим образом контролировать именно доступный этим системам диапазон, а именно - середину.

Что касается наушников, то все они, даже референсные модели, не являются и не могут являться абсолютно линейными. Хотя бы потому, что высокие частоты имеют свойство хорошо отражаться от любых поверхностей, будь то амбушюры наушников или ушная раковина, и этот отраженный звук интерферирует с основным сигналом, вследствие чего часть тех частот, которые оказываются в противофазе, вычитается или ослабляется, а синфазные отражения наоборот усиливают соответствующие частоты. А поскольку ушные раковины у всех немного разные - соответственно, даже в референсных наушниках все люди будут слышать немного различающийся звук.

Если отойти от теории в сторону более практических решений при сведении, то можно посоветовать следующее:

  • использовать разные наушники и колонки, пусть даже разного качества. С опытом вы почувствуете, что каждая система выделяет какой-то свой характерный диапазон, с которым удобно работать именно на этой системе. Можно так же использовать мастер-эквалайзер и с его помощью вырезать или подчеркивать разные звуковые полосы, моделируя разные пользовательские системы. Такой метод моделирования используется в системах коррекции, например IK Multimedia ARC
  • относительно часто переключаться между разными наушниками и колонками, чтобы сбить слуховую адаптацию - это то явление, когда слух подстраивается под несовершенство конкретной системы и перестает замечать её недостатки. Также, можно прослушивать микс в разных точках студии или из соседнего помещения.
  • всегда сравнивать свой микс с референсными треками, как по общему звучанию на разных системах, так и в отдельных частотных полосах с помощью фильтров. Это очень удобный способ, в частности, управления уровнем саб-баса
  • использовать визуализаторы звуковой волны и измерители уровня в совокупности с полосовыми фильтрами и референсными треками. Этот метод позволяет точно управлять такими техниками, как сайдчейн компрессия, например;
Инженер, немного пилот. Физик, химик, электронщик-...  · 11 нояб 2019
Ну, запретить вам этого, конечно никто не запретит. Только непонятно как вы АЧХ выравнивать будете. На слух получится сильно субъективно и неточно. Уж лучше или вложиться в мониторные наушники, или, что, на мой взгляд... Читать далее