Косметика или, как определяет закон, парфюмерно-косметические изделия – это препараты или средства, которые наносятся на тело (включая кожные покровы, волосы, ногти, зубы, губы и слизистую оболочку ротовой полости) для очищения, придания приятного аромата, внесения изменений во внешность, а также для защиты или сохранения состояния или внешних качеств. Перечень достаточно широк: под косметикой подразумевается зубная паста вместе с ополаскивателями, красители для волос, дезодоранты и, естественно, декоративная косметика: тени для век, тональный крем, помада и пр.
Реализация подобных товаров регулируется двумя основными нормативно-правовыми актами:
Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992;
Постановление Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.1998 (а конкретнее – утверждённые данным Постановлением «Правила продажи отдельных видов товаров»).
Пункт № 3 Перечня непродовольственных товаров, утверждённого упомянутым Постановлением №55, содержит наименование «парфюмерно-косметические товары».
На товары данной категории НЕ распространяется возможность обмена или возврата в течение 14 дней со дня покупки. И, всё-таки исключения из правила есть.
Причины для обмена или возврата парфюмерно-косметической продукции
Согласно букве закона, покупатель имеет право обратиться к продавцу для возврата или обмена купленной косметики в двух случаях:
товар имеет явные недостатки;
в момент покупки косметики покупатель был введён в заблуждение или не получил достаточной информации от сотрудников магазина.
Согласно этому стандарту, упаковка парфюмерно-косметического продукта или сопутствующие вкладыши, листовки, приложения должны содержать исчерпывающую информацию о товаре, в частности:
наименование и название товара;
назначение и способ применения;
полный последовательный перечень ингредиентов;
полные данные производителя и компании, принимающей претензии;
срок и условия хранения (до и после вскрытия упаковки);
дата производства косметики;
способы действия и описание ожидаемого эффекта;
ограничения и противопоказания к применению;
торговая марка;
масса нетто, объём, количество единиц;
сведения о сертификации;
рекомендации по применению;
нормативные акты, утверждающие требования к качеству.
Если какой-либо части этих сведений нет – такой продукт по закону считается имеющим недостатки. Если продавец рассказывал о «натуральности» состава и привлекал внимание к перечню «активных ингредиентов», которые выгодно подчёркивают достоинства товара, а изучив дома полный перечень ингредиентов, клиент пришёл к выводам, что в основе косметики – сплошная недорогая «химия», это повод для предъявления претензий, если будет доказано, что продавец действительно предоставил неполную информацию. Бывает, что перечень ингредиентов или другую значимую информацию перекрывают липким магнитом системы «стоп-вор», но если клиент желает ознакомиться с данными на упаковке, продавец должен предоставить такую возможность.
Также недостатком считается нарушение условий договора купли-продажи. Поводом для обмена или возврата может стать несоответствие продукта целевому назначению – основному или тому, на которое рассчитывал покупатель (если это обсуждалось с представителем магазина при покупке).
В каких случаях косметика возврату не подлежит
Собственно, кроме перечисленных ситуаций, поводов для возврата или обмена косметики нет. Перед покупкой клиент обязан тщательно изучить все характеристики и противопоказания. Если новый крем соответствующего качества вызвал аллергию, к магазину претензий быть не может.