Нет.
Никаких фактов, доказывающих существование экстрасенсов, не существует.
Как же это работает и почему мы верим экстрасенсам? Отвечу как человек у которого работа разоблачать мошенников и как собственно бывший "экстрасенс".
Приходящие к экстрасенсам ищут волшебную пилюлю, что-то что помогло бы мгновенно или, по крайней мере, без усилий решить проблему.
Есть мнение, что к экстрасенсам ходят, когда нет выхода (например: неизлечимая болезнь), но в 99% случаев приходят с бытовыми проблемами: не ладится жизнь семейная, хочется зарплату побольше или навести порчу на раздражающего коллегу.
Тут все просто: должны быть атрибуты магического, на стенах развешаны изображения всяких символов, "магические" перья, статуэтки и прочее, сам экстрасенс должен быть мистичным. Это сразу погружает в атмосферу сеанса.
Чтобы взволновать человека, нужно говорить побольше всякой колдовской ерунды, я использовал термины из эзотерики, рассказывал про всякие энергии, ауры.
Вот определение из википедии:
Эффе́кт Ба́рнума (эффе́кт Фо́рера, эффе́кт субъекти́вного подтвержде́ния) — общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума можно частично объяснить феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии, гомеопатии и прочих псевдонаук. Также отмечается его влияние в соционике. Влияния эффекта также присутствует в некоторых психологических тестах, результаты которых не позволяют отличить людей друг от друга.
Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил.
Проще говоря: если грамотно сказать текст, который подходит большинству людей, то этого почти никто не замечает и принимает, словно это подходит только ему.
Эффект Барнума работает потому что, его часто произносят авторитетные личности и в описании в основном положительные характеристики.
На сеансе одними общими фразами не обойтись. Процесс чтения мыслей или чтения судьбы называют холодным чтением.
Опять определение из вики:
Холодное чтение — набор приёмов, которые используют менталисты, экстрасенсы, гадалки, медиумы и иллюзионисты, чтобы создать видимость того, что они знают о человеке гораздо больше, чем есть на самом деле. Практикующий холодное чтение может получить большое количество информации о субъекте, о котором он до этого ничего не знал. Это делается при помощи анализа языка тела, возраста, стиля одежды, прически, пола, сексуальной ориентации, религии, расы или этнической принадлежности, уровня образования, манеры речи, места происхождения и т. д. Практикующие холодное чтение обычно используют догадки, которые имеют статистически высокую вероятность оказаться верными, быстро корректируя свои предположения в зависимости от реакции субъекта, на котором используется эта техника. Если догадка оказалась неудачной, то внимание переносится на другую тему, тогда как на верной догадке внимание заостряется.
Если проще, то холодное чтение - это такая стратегия обмана, которая строится на наблюдении и умении вести беседу. Приемов очень много, чтобы все перечислить, мне нужно написать отдельную книгу, но расскажу о своих любимых.
I. Наблюдать за поведением. Если тренировать навык, то по выражению лиц и манере жестикуляции во время беседы можно достаточно точно определить отношение к произнесенному. Пример: клиента рассказывает о работе, что ей нужно повышение, я предлагаю активировать энергию и направить в сторону повышения, под этим предлогом прошу рассказать о коллегах, мол может у нее работает энергетический вампир. Она рассказывает и тут речь заходит о некой Леночке, манера жестов меняется из плавных они становятся более резкими, бесконтрольными. Самое время сказать "Мне кажется ваша Лена - энергетический вампир, да вы и сами это чувствуете".
II. Говорить так чтобы клиент сам подтверждал сказанное.
"Я вижу структурность, порядок, не полагаетесь на волю случая, трудоголизм, как это к вам может относиться?". Благодаря последнему вопросу клиент сам ищет, как это к нему относится.
Вы удивитесь, но люди помнят вообще не то, что было.
Большинство людей запоминают, то что вызвало эмоции. Я мог в процессе сеанса 20 раз дать неверную догадку, но клиент запоминал именно одно точное попадание.
Так что не верьте экстрасенсам, все зависит от нас, мы сами можем творить чудеса.
Ох. я случайно одновременно написал почти то же самое)
Конечно, если это не шарлатан, коих сейчас много. Желательно доверять только тем кто из близких вам его посоветовал, тому, кто на своем опыте испытал действенное влияние экстрасенса на жизнь человека.
Какая ироничная реклама, однако.