Имеется ввиду вообще без чего либо, кроме как инструмента. Допустим, есть Вася, который иногда слушает музыку, но на инструменте никаком никогда не играл. И тут ему дают, допустим, фортепиано! Но это все. Доступ к интернету ему закрывают, чужие песни учить не дают и все, что у него есть - это фортепиано и просушенная ранее музыка в голове, которая иногда всплывает. Сможет ли Вася понять, как играть на инструмента (имеется ввиду действительно на хорошем уровне) чисто теоретически? У меня просто есть друг, который говорит, что за пару недель смог разобраться с фортепиано, аккордами и всем этим самостоятельно! Возможно ли такое?
Без самоучителей, учебников и педагогов овладеть игрой на фортепиано? Теоретически - да, возможно. Только не очень понятно - зачем? Это примерно, как задаться целью съесть тарелку борща с помощью спицы. Бесконечно её смачивая и облизывая, имея в запасе очень много времени, в конечном итоге с этим можно справиться. Только не будет ли этот подвиг памятником глупости и бессмысленной траты сил?
Если "нащупать" на слух аккорды еще можно, то для того, чтобы овладеть техникой игры, требуется "поставить руку" - а это невозможно сделать, даже имея под рукой подробное описание с картинками. Во время занятий рядом должен находиться опытный педагог и просто показывать, как это делается.
Из истории музыки я знаю только один случай, когда известный музыкант обошелся без педагогов - но он был уникумом. Эрролл Гарнер, американский джазовый пианист, начал играть в три года, повторяя на слух пьесы, которые слышал по радио и на пластинках (причем сразу начал играть двумя руками). Он отказался заниматься с педагогами и учить ноты. Но, как показала его дальнейшая биография, ему это и не нужно было. Он разработал собственный виртуозный исполнительский стиль и стал одним из самых известных концертирующих джазменов середины XX века, автором множества мелодий, ставших классическими. Кроме того, как вы знаете, джаз - музыка импровизационная, зачастую ноты там вовсе и не нужны.
Гарнер был один такой феномен. Ценой героических усилий ваш знакомый Василий, вполне возможно, сможет навостриться настукивать одним пальцем мелодию (играть пятью пальцами точно не научится, потому что самому додуматься до техники "подкладывания" пальцев практически невозможно), а для левой руки - подбирать на слух какой-то примитивный аккомпанимент - но это будет звучать, конечно, убого. Если он от природы необычайно одарен и способен на большее - то он давно бы это уже сделал.
История знает еще несколько подобных случаев, произошедших в близких областях. Французский цыган Джанго Рейнхард самостоятельно виртуозно овладел банджо, скрипкой и гитарой. Он также разработал собственную технику игры - еще и потому, что вследствие травмы использовал на левой руке только три пальца. Что не помещало ему стать выдающимся виртуозом джазовой гитары.
Можно еще вспомнить Линду Маккартни. Будучи женой Пола, уже в зрелом возрасте, она научилась поддерживать на клавишных гармонию во время выступлений "Wings" - всё потому, что любящий муж очень хотел, чтобы она вместе с ним выходила на сцену. Окружающие музыканты и критики, безмерно уважая экс-битла, скромно умалчивали о её музыкальных талантах. Вполне достаточно было того, что Линда осталась талантливым фотографом.
Есть несколько известных случаев, когда одаренные люди овладевали иностранным языком, имея в своем распоряжении только книги. В частности, Жан-Франсуа Шампольон смог прочитать древнеегипетские иероглифы. Но он - общепризнанный гений лингвистики.
Предложите вашему Васе простой тест: дайте послушать пьесу "Misty" Эрролла Гарнера - возможно, она самая знаменитая из всего, что он сочинил. Это медленная и довольно простая по гармонии баллада, очень красивая. Если Вася действительно так хорош, как он говорит, он сможет повторить композицию, которую написал самоучка, не знающий нот. А если не получится - то пусть просто послушает хорошую музыку.