Не только можно, но и нужно. Идеология исчезла уже в середине двадцатых. Уже при Сталине не было речи ни о всемирной революции, ни о чем в этом роде. Надо так же помнить, что идеология коммунизма никогда не была детально разработана - почитайте у Платонова, или у Яхиной, как себе представляли коммунизм идейные большевики, вы удивитесь. Во-первых, они ждали его к концу двадцатых, и это не было какой-то там сказкой или мифом, это было устойчивое массовое ожидание, наполненное конкретными планами на жизнь "после коммунизма".
В политике идеи коммунизма похоронил Сталин.
В экономике - еще Ленин, когда понял необходимость НЭПа и провал военного коммунизма.
В культуре и идеологии - разговор сложнее, но почитайте поэтов-шестидесятников, они уже явно никакого коммунизма не ждали и в него не верили. Идеи коммунизма не отражены уже и в кино СССР шестидесятых, - считалось безумием просто о нем говорить всерьез.
Что до политологии, то здесь СССР следует воспринимать как диктатуру, равную гитлеровской германии по степени зрелости. Но гитлеровская Германия долго не прожила, а вот совок тянул еще 40 лет. В этом плане мы увидели блестящую деградацию идеи: принудительные митинги, ощущение полной безнадеги, расхождение телевизионного мира и мира реального, тотальную коррупцию и блат, пустые полки магазинов и агрессивная внешняя политика, не основанная уже даже близко на коммунистических идеалах, например, Афганистан.
Методической ошибкой было бы предположение, что власти СССР стремились строить коммунизм вообще, что власти СССР его планировали и в него верили.
В некотором роде то состояние блестяще отражает современное российское православие, которым руководит чекист Гундяев, в бога не верующий, сделавший себе состояние и имя в девяностые на продаже сигарет без акцизов и паленой водки.