В преддверии итогового декабрьского сочинения все ринулись искать преступников, преступниц и мотивы их преступлений. Одним из моих любимых примеров является, конечно, "Преступление и наказание" и образ Сонечки Мармеладовой. Эта героиня, несмотря на своё, по мнению общества XIX века, "падшее" положение, является примером потрясающей жертвенности и нравственной чистоты - по сравнению с другими персонажами романа. Парадокс? Парадокс.
Самое серьёзное преступление, которое совершает Соня - это переступание через себя, нарушение собственной сущности. Соня, этот божий цветочек (что и подчёркивает Достоевский), ради других готова даже на предательство себя. Важно понимать, что героиня идёт в проституцию не совсем по собственному желанию, на это её подталкивает Катерина Ивановна. Одна её неосторожная фраза даёт понять Соне, что это действительно может быть ужасным, отвратительным, порочным, но выходом. И она воспринимает буквально слова своей мачехи и идёт на улицу.
Примечательно, что Соня никогда не винит Катерину Ивановну в том, как ей приходиться доставать деньги: она, наоборот, считает её доброй и великодушной. Соня, Соня то, чувствует себя виноватой перед мачехой. Она не может себе простить отказа Катерине Ивановне в её просьбе поносить красивую вещицу. Своим вопросом "а зачем?" Соня как бы имеет в виду, что Катерина Ивановна не достойна красивой одежды, именно за это она упрекает себя. В разговоре же с Раскольниковым она оправдывает Катерину Ивановну, называя её несчастной. Из-за своего сочувствия к ней она готова простить даже побои.
Только такая героиня, как Соня Мармеладова, может полюбить такого по-настоящему падшего героя, как Раскольников. Она едет за ним на каторгу, становясь сестрой и светом для остальных заключённых, хотя убийцу они как раз не могут переносить.
Соня предаёт свою духовную непорочность, но не теряет её. Именно акт такой неподъёмной и святой жертвенности делает Соню Мармеладову одной из самых светлых героинь русской литературы, возвышает её над всеми Свидригайловыми и Лужиными.
Сам Достоевский, наделяя её такими качествами, приписывая ей такие поступки, даёт возможность для её оправдания. И читатель действительно испытывает восхищение Соней, сочувствует ей так же, как она сострадает другим, видя в ней самой извинение за её предательство.