Вопрос очень интересный. Но подойти к ответу мне мешало слово «концептуально».
Отвечая концептуально, я бы выделил несколько сфер человеческой жизнедеятельности:
- обучение
- социальное взаимодействие
- труд
- медицина.
Не одна из этих сфер не существует сама по себе, все они так или иначе пересекаются. Так же не в одной из них цифровые технологии не играют 100% доминирующей роли. Однако эта роль постепенно возрастает.
Начнём с обучения
Его можно поделить на самообучение и обучение в рамках институций.
С точки зрения самообучения тот уровень комфорта, обеспеченный сейчас цифровыми технологиями беспрецедентен: человек, может сам определить для себя учебную программу, найти необходимые источники и практику, всё это буквально не выходя Из дома. Самообучение всегда играло важную роль, но ещё не когда доступ к нему не был настолько упрощен.
С точки зрения обучения в рамках институций, часто можно видеть смещение акцентов в сторону формализма, это и тесты на поток без важности понимания сути и акцент на отчётность, а не на понимание. Очевидно что это не беда самих технологий, это скорее проблема дизайна самой системы или лености коллективного ума системных архитекторов.
Я думаю что по позициям труд и медицина, ситуацию можно описать схоже, но даже в более позитивном ключе. Цифровые технологии всё более проникают в эти сферы и всё это выглядит как вполне органичное развитие. Поэтому я эти части пропущу И перейду сразу к Социальному взаимодействию : тут всё не так однозначно, всё таки офлайн общение позволяет взаимодействовать более полно, просмотр ленты фейсбука или инстаграма, может конечно мотивировать или вдохновить, но часто может и провоцировать депрессию или другие расстройства. Да и трудно поддерживать эмоциональную связь на расстоянии, качество коммуникации страдает. Но я склонен верить в некоторую самоорганизацию людей и полагаю что мы сможем найти правильный баланс между цифровыми технологиями и полноценным и гармоничным общением.