Канон играл, да и сейчас играет, важнейшую роль для развития искусства.
Стоит сказать, что появление новых творческих тенденций априори основывается на разрушении предыдущих норм и правил. Такой подход прослеживается на протяжении всего развития искусства: романтизм отвергал классицизм, реализм всеми силами боролся против романтизма, а тот же натурализм видоизменял и совершенствовал устаревающий реализм. Более радикальный пример виден в творческой революции начала ХХ века, когда модернизм, а уж тем более –авангард, решили разрушить наследие предыдущих поколений, чтобы на их останках построить нечто соответствующее реалиям того времени.
Старые догмы не годятся для отображения постоянно изменяющегося мира, они попросту исчерпывают себя. Резкий скачок в развитии науки и психологии в конце XIX века открыл новые горизонты для искусства. Могли бы, например, писатели отображать человеческое сознание, используя идеи и приёмы реализма или романтизма? Конечно же нет. Литераторы осознали, что нужно нечто новое и создали приём потока сознания, который в полной мере справлялся с поставленной задачей.
Однако новые направления не просто отвергают устаревшие нормы, но и устанавливают свои своды законов и правил. Реализм, романтизм, да и огромные множества авангардных течений, создавали манифесты, в которых подробно обосновывали важность тех или иных предустановок нового искусства. Взять, например, «Манифест сюрреализма» Андре Бретона или «Манифест символизма» Жака Мореа.
Таким образом, разрушение устаревших канонов происходит благодаря появлению новых веяний, которые, в свою очередь, устанавливают свои нормы и правила. Даже хаотичный постмодернизм, соединивший в себе все возможные наработки прошлого, основывается на целом своде законов – авторы используют в текстах такие приёмы как двойное кодирование, авторская маска, пастиш и др.
Из этого следует, что каноны были, есть и будут всегда. Они существуют попросту из-за того, что каждая эпоха вынуждена создавать новые приёмы для отображения действительности, которые в итоге складываются в целую сложную систему. Однако, как было сказано ранее, каждое «новое искусство» когда-то исчерпает себя и станет основой для нового этапа развития человечества.