Чтобы назвать кого-то монополистом, сначала нужно точно определить, монополия где, на каком именно рынке. Без этого "монополист" - бессмысленное ругательство, а не экономический термин. Фирма запросто может быть монополистом в маленьком городе, но конкурировать в другом городе, может продавать вещи, имеющие только отдаленные аналоги (что создает некоторую рыночную силу) или аналоги, похожие настолько, что можно говорить об одном товаре.
Почему это вступление нужно для социальных сетей - потому что они оперируют на многих рынках одновременно. Пользователь сети это не столько покупатель, сколько товар, рынок рекламы довольно конкурентен и продвижению через соцсети есть множество альтернатив. Монопольное положение у сетей только относительно самой структуры сети - кроме них, никто не знает сразу для большого количества человек, кто связан с кем, насколько сильно и много другой полезной для продаж информации. Для мира фейсбук является монополистом на обладание знанием социальной сети, для России Вк, вероятно, не является, но является крупнейшим игроком на этом рынке.
Монополия на двусторонних рынках, к которым относятся соцсети, газеты и многие товары, достающиеся потребителям "бесплатно" - сложная штука. Из-за большого количества взаимовлияний между сторонами рынка и их запутанности не всегда понятно, что произойдет при каких-то изменениях. Может оказаться, что как раз монополия меньше раздражает потребителя рекламой, чем конкуренция, где рекламу легко привлечь, снизив цену.