Как здесь уже указали другие товарищи, были закрытые города. Одним из таких, например, был Кронштадт. Всего таких городов по стране было, наверно, штук 30. И это тех, которые не входили в погранзону.
Погранзона же опоясывала всю сухопутную границу в глубину от нескольких до 200 километров. Огромные территории были закрытыми на севере Сибири и Дальнего востока.
Так, например, можно было свободно приехать в город Выборг, а в Приморск - нет, хотя он дальше от границы. Когда едешь по Таллинскому шоссе от Ленинграда, свернуть направо к морю было нельзя. Погранзона была даже вдоль границ со странами соцлагеря.
Билет на поезд или самолет можно было купить свободно (кроме закрытых городов) и недорого. Люди часто ездили друг к другу в гости. А вот устроиться в гостиницу было практически невозможно. На ресепшене вас всегда спрашивали, есть ли командировочное. Если не было, отказывали, хотя номера свободные были. Номер можно было купить, сунув в паспорте трешку или пятерку ( при стоимости номера около 2-х рублей в сутки).
Если ехать на своей машине, надо было обязательно брать палатку, примус, спальные принадлежности. И кое-какие запчасти. И запастись бензином, чем больше, тем лучше. Частников заправляли далеко не на каждой АЗС. Ну, и, конечно, дефицит, часто искусственно создаваемый "королевами бензоколонок".
Отличным способом путешествовать было ездить в дома отдыха и санатории. Тут тебе и гостиница, и экскурсии, и проезд. И еще Профсоюз доплатит.
Позвольте не согласится первым проезжала самая большая машина,потом дорогая,потом та у которой самый громкий сигнал
Будучи рожденным в СССР ни разу не столкнулся с такой проблемой. В Вильнюс ездили погулять в ночном ресторане и за черным хлебом. Даже на Соловки в гости, правда туда понадобилось приглашение от родственников.