Текст с листа воспринимается проще, так как темп восприятия устанавливает читающий для себя сам, есть возможность перечитать, поэтому предложения длиннее и сложнее по конфигурации. В отличие от говорящего, пишущий имеет больше возможности выбирать языковые средства .Звучащий текст должен быть проще по конструкции предложений. Монологическая речь должна включать элементы диалогических конструкций и быть более эмоционально окрашена, с паузами для возможности записать конспект слушателями. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика составляет 15-20% общей лексики.
Научный текст носит, как правило, именной характер. Наблюдается количественное преобладание имен существительных, прилагательных перед глаголом, употребление разного рода глагольно-именных конструкций. Например: оказывать воздействие (воздействовать), происходит рост (вместо растёт), произвести вычисления (вычислить). Простые предложения могут быть осложнены обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами, вводными конструкциями. Для устной же формы научного доклада стилистика и конфигурация предложения изменена для восприятия идеи и возможности записи тезисов слушателями.
Лекция – устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Лектор должен переработать содержание предмета, т.е.изменить форму изложения – композицию, стиль, язык. Следует различать учебные лекции (для будущих профессионалов) и популярные лекции для лиц, у которых есть потребность получить определённую информацию по интересующему вопросу.
Научный доклад– это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения.