Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли театр в России существовать без взаимодействия с чиновниками и быть независимым?

ИнтервьюИван вырыпаев
Julia Varshavskaya
  ·   · 731
режиссер, драматург, сценарист  · 28 июл 2017

Нет, театр не может существовать сам по себе. Театр сам никогда не окупается. Даже самые удачные модели продюсерского театра - например, театр “Практика”, где я работал - которые имеют мало мест в зале, но зарабатывают много. В 2015 году мы заработали 43 миллиона рублей, а в зале 87 мест. Это много. А в виде дотаций театр “Практика” получает 32 миллиона, то есть это на 11 миллионов больше, чем дотации от государства. Но даже «Практика» не выжила бы без государства. И я уже не говорю про «Гоголь-центр», потому что они делают большие постановки — с декорациями и т.д. Конечно, театр может выживать и зарабатывать на своих спектаклях, но, я убежден, что государство, по крайней мере, должно обеспечивать театр помещением и техническим оснащением. А вот труппу как раз не нужно содержать, это мое личное мнение.

Понимаете, например, в Соединенных Штатах нет министерства культуры, и официально государство ни копейки не тратит на культуру. Но есть бесконечное количество грантов, фондов, спонсоров, меценатов и в итоге Америка тратит огромные деньги на развитие культуры. Но не государственные. Там есть какая-то негласная договоренность, все это понимают и принимают. А у нас договоренность такая: театры государственные, культура финансируется государством, но взамен государство вдруг объявляет, что оно имеет право контролировать искусство. Ну, хорошо. Однако, контролировать, это ведь означает и направлять. А куда направлять то? И кто будет направлять? Наш нынешний министр? Серьезный разговор об отношениях искусства и государства не кажется мне состоятельным, потому что я, например, не знаю, какие цели у нашего государства. Они же никогда не были объявлены. Ну, кроме “люби свою Родину”. Но это же не цель! При коммунизме, в Советском Союзе, у нас были цели, и мы их понимали. Мы могли с ними не соглашаться, но они были: построение коммунизма, и т.д. Или в Иране, например, сейчас – цель обозначена – Аллах! А в современной России я не знаю, что они строят к чему стремятся. Крепкая, добрая, хорошая, патриотическая держава? Но это не конкретно и поэтому тогда непонятно, какие выстраивать приоритеты? Сейчас они все подчинено правилу: кто сильнее тот и прав.

Если бы сейчас министерство культуры сказало: “Значит, ребята, будет так: вот у нас есть вот такая страна вот такая вот философия, вот такая вот цель, и вы все будете стремится к этом цели и делать то, что мы говорим, потому что мы вам платим”. Тогда они бы назвали вещи своими именами. Но так же никто не называет, все только отрицают. Официально нет у нас цензуры.

Проблема наших российских деятелей культуры и меня в том числе — в том, что мы все как дети. Мы же все знаем, на самом деле, что происходит, но зачем-то играем в игру, будто у нас есть какое-то целостное государство, которое просто хочет заботиться об интересах своих граждан и культуре. У нас нет никакого государства у нас, просто огромная территория и 140 миллионов человек, и группа людей у власти, которые пытаются всем этим как-то разруливать. При этом не забывая о своих собственных интересах. Но философии, идеи, четкого плана развития, и понимание своего пути сейчас у России нет.

"Там есть какая-то негласная договоренность". Эта договорённость сложилась исторически от борьбы за равноправие и д... Читать дальше

Так может вам, деятелям культуры, и подать цели и идеи, а не ждать указаний чиновников, цель которых, в лучшем случае, захотеть придти на вас посмотреть.