Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли наблюдатель наблюдать то, чем он является?

ФилософияРелигия+3
Евгений Мирзаев
  ·   · 1,2 K
Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 4 мая 2019

27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
(Прит.20:27)

11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
(1Кор.2:11)

Из этих стихов Писания можно сделать вывод, что судить о самом себе может лишь человек, который живёт по духу, а не душевно, телесно, плотски. Благодаря чистому духу, который является Божественным "интсрументом" человек может познавать себя самого. 

Но следует добавить, что  понимать себя и то кем ты являешься можно всё равно лишь в определенной степени:

13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
(Пс.18:13,14)

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19 И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
(1Иоан.3:18-20)

Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 4 мая 2019
С буддийской позиции, никакого наблюдателя как чего-то вечного и неизменного в реальности нет. Что-либо может возникнуть не более чем на одно мгновение, а в следующее мгновение на этом месте появляется что-то другое. Между... Читать далее

Из вашего ответа выходит, что "наблюдатель" деятелен. Разве то, что воспринимает мир, и то, что действует - это одно и то же?

Друже, шел бы ты на площадку из трех букв  · 23 нояб 2021
Познать вещь можно только став этой вещью, не зря одной из главных задач гносеологии была задача познания самого себя, а итог этих усилий сведен к еще одной лексеме "Я знаю, что я ничего не знаю"(Сократ), кроме того инструмента... Читать далее
На самом деле наблюдать самого себя не так уж и трудно. Вполне можно сделать выводы о своих качествах, особенностях поведения, если этому не мешает личные установки превозношения или самопринижения. Иногда для объективного... Читать далее
Само деление на наблюдателя и на то, что мы наблюдаем - иллюзия. Она очень стойкая, и связанная с Эго, и опирается на наше представление о двойственности. Корнем является неведение, не совсем верное понимание того, каким все... Читать далее

Не совсем так - по мнению постмодернистов, прошу заметить