С буддийской позиции, никакого наблюдателя как чего-то вечного и неизменного в реальности нет. Что-либо может возникнуть не более чем на одно мгновение, а в следующее мгновение на этом месте появляется что-то другое. Между этими состояниями могут быть иллюзорные связи, которые создают видимость бытия чего-то постоянного. Конструкции в сансаре составляются из непостоянных элементов. Как кубик льда состоит из молекул воды, которые могут проявляться в разных агрегатных состояниях. Лёд может растаять, потом вода может испариться. Между этими состояниями можно найти связи, но в реальности качества кубика льда исчезают вместе с изменением взаимодействий его непостоянных элементов. Так же и части ума человека постоянно каждое новое мгновение «тают», «испаряются», «замерзают», «конденсируются»...Если кубик льда — это условный поток молекул воды, то ум — это поток пяти групп элементов (скандх): элементов материи, элементов восприятия, элементов эмоциональной реакции, элементов формирования воли, элементов опыта и знания.
Наблюдатель может наблюдать возникновение и исчезновение этих элементов. Он может следить за тем, какие элементы оказываются полезными, а какие — вредными. Так он может прояснять, от каких элементов нужно отказаться. Например, если элементы собираются в ненависть, в жадность или в глупость, то наблюдатель может этот процесс вовремя нейтрализовать и предотвратить вред и возможные беспокойства. Это как если бы человек сплавлялся по реке на лодке, увидел впереди камни и вовремя обогнул их.
В конечном итоге все потоки ума впадают в океан нирваны. В нирване нет непостоянных элементов. Там ничего не возникает, не исчезает, не составляются никакие различаемые конструкции. Это такое вечное состояние свободы от беспокойств, состояние восприятия реальности и счастья.
Из вашего ответа выходит, что "наблюдатель" деятелен. Разве то, что воспринимает мир, и то, что действует - это одно и то же?
Не совсем так - по мнению постмодернистов, прошу заметить