Философы (где интуитивно, где рационалистически) склоняются к точке зрения что должно быть одно первичное, а это – или дух или материя. Этого требует идея (принцип) монизма, единства – как в сущностном, так и субстратном, т.е. онтологическом отношении. Если допустить что одновременно первичными есть и телесное и вместе с тем и нетелесное – то, тогда как они могут составлять единство, поскольку имеют разные способы своего существования. Поэтому философы и говорят: «Прилично быть первой причине одной…» (Саллюстий, античный философ), с чем и соглашаются (другой философ): «Коль скоро есть только одно начало, то…» (Прокл, античный философ).
Когда материалисты объявляют существование одного первичного или абсолютного бытия (для всего) и этим же конечно представляется телесный или материальный субстрат находящегося в основе бытия. С чем принципиально не соглашаются представители идеализма. Хотя с этим можно <и> согласится – говорят они, но тогда для этого следует представить соответствующие доказательства. А их-то нет или совсем недостаточно.
Да идеалисты не склонны отрицать существование материального как такового, но с условием что оно не существует таковым само по себе без отношения к воспринимающему, т.е. субъекту. Чтобы выразить «правду» того они (еще и еще) обращают наше внимание на то что <бытие> телесное или материальное таким своим образом все же существует (но только опять-таки) для нас – для воспринимающего субъекта, но не существует (таким) само по себе. Само по себе оно существует нетелесным, т.е. духовным образом. Так к примеру вещь воспринимается <внешним чувством> (по Канту) в качестве материального существует, но основания для всего того имеет нетелесное (Кант, Фихте, Гегель). Так, по мысли Гегеля, «духовное, которое существует для себя в инобытии своем, в телесном» (Шеллинг: «Материя в самом деле не что иное, как дух, созерцаемый…» субъектом).
Поэтому для них материальное есть всего лишь условность – категория, или как то что есть в некотором философско-классическом (логическом) смысле – субъективное, как определенное им.