Когда говорят "люди равны", нужно всегда первым делом уточнять - в чем именно, чтобы избежать совершенно нелепых споров и путаницы. Равенство может быть самое разное, в зависимости от критериев равенства и целей выравнивания. К примеру, у человека, который шьет пиджаки, будут не те же критерии "равенства" людей, что у юриста или педагога.
То, что люди отличаются друг от друга по телосложению, физической силе, интересам, потребностям и прочая-прочая - это, как бы, банальность, которую почему-то некоторые люди склонны изрекать с большой помпой, словно великое откровение. В целом говорить тут не о чем. Тогда о каком же равенстве можно говорить?
Либеральная мысль XVII-XVIII вв предложила очень важный концепт: равенство прав. То есть, вне зависимости от наших отличий, у каждого человека должен иметься определенный набор прав - на жизнь, на здоровье, на собственность, на личную неприкосновенность и так далее. На самом деле, это не такая уж простая мысль, ведь мы часто склонны считать, что "своя рубашка ближе к телу" или "мне нужнее". Тайна переписки - это, конечно, хорошо, но что это там за смски моему мужу/жене периодически приходят?.. Примерно из этой оперы.
Естественно, идея равенства прав воплощалась далеко не сразу и не без трудностей. Долгое время равенство прав не включало женщин, детей, людей с другим цветом кожи и т.д. И тем не менее, даже такое ограниченное введение равенства в ранних США или во Французской республике полностью сломало старую феодальную систему, построенную на сословном принципе привилегий.
Однако у идеи равенства прав есть и серьезный недостаток: оказывается, само по себе наличие "права" еще не гарантирует того, что я этим правом смогу воспользоваться. "Все животные равны, но некоторые - равнее", как писал Оруэлл. Право на честный и справедливый суд легко перекрывается стоимостью адвокатов (я уж не говорю о взятках). Право на здоровье очень по разному реализуется у участкового терапевта и в платной клинике где-нибудь в Израиле. И уж конечно, право на собственность означает, что те, кто собственность имеют, приобретут ее еще больше, а те, кто не имеют - потеряют даже то немногое, что у них было (кажется, это Экклезиаст…) Именно поэтому равенство прав должно сопровождаться равенством возможностей, но на нашем текущем уровне развития человеческого общества реализовать это представляется крайне непростой задачей