В религиозных заповедях и обетах часто понимается запрет не на всякое убийство, а только на умышленное. Если человек специально давит муравьёв или отрывает крылья насекомым, чтобы посмотреть, как они мучаются, то он поступает плохо, потому что загрязняет свою душу ненавистью в христианском и исламском понимании или свой ум в буддийском понимании. В этом случае действительно нужно свои действия обдумать и постараться как-то компенсировать вред, нанесённый живым существам и самому себе.
Если человек случайно наступил на муравья, то в христианстве и в исламе будут считать, что так проявилась воля божества. А в буддизме будут считать, что последствия предыдущих поступков муравья и человека так совпали, что они оказались в одном месте в одно время, неудачное для муравья.
Есть и религия с крайне строгим отношением к убийству живых существ. Это джайнизм. Последователи дают обет непричинения вреда живому — ахимса. Джайны носят с собой метёлки, чтобы подметать дорогу перед собой, чтобы не наступить на живое существо. Также они фильтруют питьевую воду, чтобы случайно не выпить микроорганизмов. Носят повязки на лице, чтобы не вдохнуть организмы. Ещё у них есть обет, запрещающий что-то делать в темноте, чтобы случайно не причинить какой-то вред.