Пока сложно об этом судить. Надо дождаться, по крайней мере, формирования временного правительства: совершенно очевидно, что у Армении будут досрочные парламентские выборы. До них в ближайшие месяцы внешняя и внутренняя политика Армении вряд ли сильно изменится: республика существует в некоторых геополитических реалиях, в которых сотрудничество с Россией является безальтернативным с точки зрения национальной безопасности. Политик, даже имеющий имидж прозападного, а Никол Пашинян такой имидж имеет, это понимает.
Публичные высказывания господина Пашиняна разительно отличаются от его деятельности в предшествующий период, когда он ставил вопрос о целесообразности участия Армении в Евразийском экономическом союзе и высказывал другие идеи. Хотелось бы надеяться, что это не сиюминутная тактическая мимикрия, а эволюция внешнеполитических позиций. Она может произойти с любым политиком который из уличного предводителя и митингового оратора, умеющего зажечь толпу, предъявляет претензии на то, чтобы стать ответственным государственным деятелем.
Некоторые высказывания господина Пашиняна предполагают возможность изменений отношений с Азербайджаном. Кстати говоря, когда 1 мая в армянском парламенте имело место многочасовое обсуждение его кандидатуры, один из республиканцев напомнил ему одну из давних публикаций начала 2000-х годов в газете «Айкакан Жаманак». Там были некоторые намеки на возможный возврат территорий буфера безопасности вокруг Нагорного Карабаха. Но сейчас в связи с Карабахским конфликтом, который находится в состоянии перманентной эскалации, Армения находится в достаточно узком коридоре возможностей. Мне представляются крайне маловероятными значимые сдвиги в официальной позиции Еревана в этом вопросе.
Говоря о внутренней политике страны: нужно понять, кто будет отвечать за социально-экономический блок и кто будет вице-премьером. Мне кажется, что Пашинян вполне грамотный управленец. Некоторыми своими шагами, например, альянсом с известным предпринимателем и руководителем партии «Процветающая армения» Гагиком Царукяном, Пашинян продемонстрировал, что помимо уличных шествий, он склонен договариваться с представителями партий, составляющих парламентское большинство.
Республиканская партия заявила, что они Пашиняна поддержат. Думаю, в итоге переговоров, в том числе с республиканцами, будет сформировано новое правительство. Лозунги за демонтаж олигархической системы — это одно, а практическая политика — это другое. И вряд ли экономические изменения в Армении будут резкими. В 2017 году произошел уверенный рост экономики впервые за почти последние десятилетия, и этот рост связывается с деятельностью Карена Карапетяна, который был министром. Беспорядки, которые захватили Армению на две недели, не могли позитивно отразиться на темпах экономического развития. Сейчас для любого ответственного политика речь идет о том, чтобы восстановить эти показатели, не допустить снижение туристического потока и обеспечить нормальную жизнедеятельность государства и его экономических структур.
Что касается отношений с Россией — будет достаточно системный диалог. Я не исключаю, что первый свой визит в качестве премьер-министра господин Пашинян нанесет именно в Россию: именно наша страна является основным военно-политическим союзником Армении. Безусловно, есть различные вопросы в двухсторонних отношениях. Они последовательно накапливались в течение последних нескольких лет. Важно решать их в обстановке взаимного доверия и без эмоциональной окраски, которая отдельными политиками передавалась на разных этапах. Здесь важно посмотреть на кадровое обеспечение и людей, назначенными исполняющими обязанности министра иностранных дел и министра обороны. В среднесрочной перспективе изменений не будет. Так или иначе, российско-армянский диалог будет продолжен и в период пребывания Никола Пашиняна в качестве временного премьер-министра Армении.
Спасибо за ответ.
Спасибо за ответ. Я примерно так и предполагал.