Либертарианство вне этой дихотомии.
Но при этом в самом либертарианстве есть условное разделение на левых и правых:
Правые и (((левые))) либертарианцы: история раскола
Понимание истории либертарианского движения в США чрезвычайно важно для нас, так как поможет не наступить на те же грабли.
Как уже было написано в заголовке, либертарианцы условно делятся на "левых" и "правых".
• Правое либертарианство представлено анкапами, минархистами, классическими либералами, объективистами, а также неореакционерами-технолибертарианцами etc
• Самые известные и влиятельные представители правого либертарианства: Мюррей Ротбард, Роберт Нозик, Ханс-Херман Хоппе, Павел Дуров, Майкл Хьюмер, Питер Тиль, Людвиг фон Мизес, Михаил Светов, Рон Пол, Хайек, Стефан Кинселла etc
• Левое либертарианство включает в себя либертарианцев-сторонников "денег из воздуха", БОДовцев, сторонников демократии, антиавторитарных социалистов, левых рыночных анархистов, геолибертарианцев etc
• Самые известные и влиятельные представители левого либертарианства: Генри Джордж, Ноам Хомский, Кевин Карсон, Родерик Лонг, Михаил Пожарский etc
Изначально либертарианство было создано Мюрреем Ротбардом в 20-ом веке на основе синтеза идей классического либерализма, анархо-индивидуализма и инструментария АЭШ.
Для того чтобы популяризовать либертарианские идеи он в том числе создал Институт Катона (https://www.cato.org/) вместе с Эдвардом Крейном, а сам институт финансировался миллиардером Чарльзом Кохом.
Но с самого начала отношения Ротбарда и самого института явно не задались:
После всего этого Ротбард разочаровался в Кохе, поняв, что цель того заключалась не в распространении либертарианских ценностей, а в максимальной популяризации ярлыка "либертарианства" и победе на выборах, которая помогла бы Коху иметь больше влияния в американской политике, а, значит, ещё сильнее эксплуатировать политическую власть и получать ещё больше денег.
Ротбард пытался что-то исправить и изменить, но позиция Коха и Крейна была проста и непреклонна: всё, что мешает популяризации ярлыка "либертарианство", должно быть отвергнуто.
В конце концов либералы выкинули Ротбарда из института Катона.
Позже, уже в 1982 году, был создан Институт Мизеса (https://mises.org/), от которого ахуели либералы из Катона. Институт Мизеса вернул либертарианству принципы, а само либертарианство — в антигосударственный дискурс. До конца своей жизни его возглавлял сам Ротбард.
А что же сейчас?
ЛП США (https://www.lp.org/), Институт Катона (https://www.cato.org/), Students For Liberty (SFL) (https://studentsforliberty.org/europe/), reason.com и остальные финансировавшиеся Кохом площадки и проекты — это по своей сути либерально-прогрессивные организации, которые давно уже отошли от либертарианских принципов и каждый год соревнуются в том, кто поддержит больше этатистских мер, институтов и "меньших зол".
Эти организации дискредитируют либертарианские ценности (https://www.lp.org/platform/) и разрушают либертарианское движение изнутри. Именно к "коховцам" мы можем отнести большинство истоков риторики и шизотезисов в духе "либертарианцы поддерживают социалку", "либертарианцы за деньги из воздуха и БОД (https://www.youtube.com/watch?v=oQOkBqkNFk4)" etc.
Сейчас в русскоязычном пространстве к счастью подавляющее большинство либертарианцев — условно правые (https://t.me/libertarian_poll/72), а институт Катона и ЛП любят и признают значительно меньше, чем Хоппе, Мизеса и Ротбарда (https://t.me/libertarian_poll/73).
Повторит ли русское либертарианство этот деструктивный американский опыт, дав себя уничтожить и растворить в либеральных тейках, или нет — зависит только от нас с вами и от того, достаточно ли последовательны и радикальны мы будем в том, что делаем и к чему стремимся.
Estote vigilate!
Оригинал: https://t.me/rightargument/440