Продление нерабочих дней до 30 апреля 2020 г. регламентировано Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", статья 1 которого устанавливает нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 года с сохранением заработной платы.
В тоже время п. б ст. 2 Указа обязывает субъекты РФ приостановить (ограничить) деятельность находящихся на их территории отдельных организаций. То есть главы субъектов, таким образом, получили возможность устанавливать перечень организаций, деятельность которых подлежит приостановлению или ограничению, исключая организации, деятельность которых не подлежит какому-либо ограничению в соответствии с п. 4 данного Указа. (Пункт 4 содержит формулировку: «настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников)». Далее перечислены 7 категорий организаций.)
Итак, между положениями указа выявляется некое противоречие. С одной стороны, ст. 1 устанавливает нерабочие дни; с другой, появляется возможность, основываясь на п. б ст. 3, на уровне субъектов Федерации как-то особо определить работающие и не работающие предприятия (кроме тех, которые указаны в п. 4 – с ними всё отчетливо ясно), тем самым дезавуировав цель и смысл самого указа.
Работодатели сразу же воспользовались двусмысленностью данных актов, и сотрудники многих организаций получили требования о выходе на рабочие места, от других потребовали трудиться дистанционно.
По нашему мнению, в Указе Президента речь идет о
Указ Президента, таким образом, дает исчерпывающую информацию и следует логике, исходя из того, что п. 1 является главным в его соджержании.
То есть в соответствии с Указом Президента, в постановлениях региональных властей, в частности Указе мэра Москвы, Постановлении губернатора Подмосковья и аналогичных, речь идет именно о тех предприятиях, чья деятельность частично ограничена или полностью разрешена. Это они должны определиться с тем, кто из их работников работает (очно или дистанционно) или не работает. Это они должны обеспечить свое функционирование, при чем, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
А именно следующие предприятия:
а) непрерывно действующие организации;
б) медицинские и аптечные организации;
в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам) – п. 4 Указа Путина.
Эти организации и исключения из п. 3 Указа мэра Москвы и регламентируются п. 4 Указа мэра Москвы. Все остальные к этим организациям и индивидуальным предпринимателям не относятся.
Таким образом, работа всех остальных регламентируются п. 1 Указа Президента РФ. То есть они переходят на нерабочий режим.
В ином прочтении, смысл Указа Президента Путина от 02 апреля, действительно, теряет свое значение.
Вы можете обратиться в трудовую инспекцию или в судебные органы, в случае неправомочного применения к вам дисциплинарной ответственности со стороны работодателя.