Вина - есть следствие нарушения Закона Мироздания, Закона Божия, нравственного Закона, уголовного, юридического и т.д. Обычно нарушение Законов происходит как в следствии их незнания, так и вследствии искушения нечестно воспользоваться ситуацией в свою пользу. Исходя из этого все те кто нарушают Законы являются виноватыми в той мере, в которой эти нарушения состоят. А поскольку понятие Закона очень глубокое и сложное, поскольку законов масса от, как я уже заметил, нравственных, духовных до юридических, административных, уголовных, то общая вина всех индивидуумов в большой группе лиц суммируется и накапливается со временем.
Раз у вас стоит вопрос в теге "Россия", то я подозреваю, что вас больше интересует чисто житейская сторона дела - типа почему в России так плохо обстоят дела и вас не очень то заботит метафизика предмета. Что ж, попробую в этих рамках вам ответить.
Итак, вопрос кому на Руси жить хорошо - вопрос не нов сам по себе: его задавали в России и прежде - вы возможно удивитесь, но есть даже такой интеллектуальный роман А.Герцена «Кто виноват?» — в котором автор тоже пытался разобраться в этом, но конкретно ни к чему не пришел и однозначного ответа не давал. Поиски ответа на герценовский ( и ваш ) вопрос занимали самых выдающихся русских мыслителей — от Чернышевского и Некрасова до Толстого и Достоевского. Каждый видел ответ в разном.
Некрасов видел проблему во "всласть придержащих", которые вместо того, чтобы думать как построить общество наиболее разумное,( доброе, вечное) гуманное, наиболее справедливое для всех думали только лишь о своих собственных интересах. В принципе глядя на то как живут власти сегодня можно сказать что ничего не изменилось и версия Некрасова остается актуальной.
Толстой в отличии от Некрасова еще обвинял во многих российских бедах православное учение, которое он назвал сборищем мифов, колдовства, диких суеверий, скрывающих весь смысл учения Христа. И этим "коктейлем" Церковь целые столетия поила в России всех от мала до велика.
Достоевский напротив был человеком православным и хотя и видел некоторые упущения в своей церкви все же больший упор по части вины делал на экзистенциальную сторону бытия - на внутренний мир человека. Каждый день человек делает выбор между тварь ли я дрожащая или право имею и каждый день человек выбирает путь преступления, который ведёт его в последствии к наказанию.
Был еще Чернышевский, Белинский, Гоголь, Островский и многие другие мыслители, которые поднимали этот вопрос - я лишь обозначил наиболее популярные и основные столпы проблемы, так сказать. Весь этот комплекс противорчий созрел окончательно, оформился и вылился в период революционных катаклизмов в 20 веке. Что показала История? История на мой взгляд показала, что все эти варианты оказались задействованными: были наказаны и Церковь и "Всласть придержащие" и весь русский народ - потому как весь период 70 летнего социализма его ждал огромный труд, пот, кровь и неустроенность жизни. Конечно нужно заметить что мыслители народа чаще всего снисходительно относились к вине народа - они писали о мол внутренней слабости человека, воспитанного в условиях рабства и как бы смягчали вину и ответственность слабого класса, но от этого слабому классу легче не стало.
Тому, кто винит других, предстоит длинная дорога. Тот, кто винит себя, уже прошёл половину пути. Тот, кто не винит никого, дошёл до конца.
Буддийская мудрость.