Фраза "Мормоны – христиане" требует, как минимум, уточнения. Причём уточнения не понятию "мормоны", а понятию "христиане". Иными словами, чтобы выяснить, является ли эта фраза истиной или ложью, нужно знать, какое понятие в ней вкладывается в слово "христиане". Кого вы подразумеваете, когда говорите "христиане"?
Если под "христианами" вы имеете в виду всех, кто себя христианином считает, то тогда мормоны, конечно же, христиане. Но такое определение весьма лукаво и размыто. Ведь если я назовусь "лётчиком" и буду себя считать лётчиком, то это вовсе не будет значить, что я действительно лётчик. Так есть и много атеистов, которые при этом называют себя христианами лишь по той причине, что родились в традиционной христианской стране, а не, скажем, в традиционной мусульманской.
Если же под "христианином" вы считаете любого человека, который чтит Иисуса Христа и пытается подражать ему, то, как бы то ни было бы странным, сюда с успехом попадут и те же мусульмане, так как они тоже чтут Иисуса Христа, считая его пророком от Бога (только при этом не считая Его Сыном Божиим и не молясь Ему).
Как же тогда определить, кто есть христианин, а кто нет? Библия говорит нам чётко о том, как появилось понятие "христианин", и кто в эту категорию попадает, а кто нет.
Согласно книге Деяний 11:26 слово "христианин" впервые было употреблено в административном центре римской провинции Сирия городе Антиохия (что сейчас есть город Антакья на юге Турции). Это было своего рода кликухой, которую стал использовать по отношению к последователям Христа обычный люд, проживавший в то время в Антиохии и к последователям Христа никакого отношения не имевший. Это довольно значимый момент, так как у обычного люда, как правило, нету ни времени, ни какой-либо необходимости вникать в какие-либо богословские тонкости, прежде чем придумывать для какой-то группы религиозных людей новое название. Название в простонародье, как правило, даётся по какому-то наиболее характерному признаку, и у ранних христиан таким признаком было то, что они призывали имя Иисуса Христа, то есть в своих молитвах обращались ко Христу. Так, например, апостол Павел писал христианам в Коринфе:
"Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас" (1-ое Коринфянам 1:2).
Само обращение апостола Павла в христианство началось именно с того, что он крестился и тут же обратился в молитве ко Христу:
"Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса" (Деяния 22:16)
И эта практика для самых первых христиан было не чем-то вроде прихоти – для них это было принципиальным вопросом. Они не отказывались от практики обращения ко Христу даже перед лицом гонений и неминуемой смерти:
"Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди … Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел" (Деяния 9:14-18)
"И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам" (Деяния 9:19-21)
Таким образом, определяющей характеристикой христиан было то, что они в своих личных и совместных молитвах обращались к Иисусу Христу.
Так что определить христиан довольно просто – достаточно узнать, призывают ли они в своих молитвах имя Иисуса Христа, иными словами, обращаются ли они в своих молитвах к Иисусу Христу или нет. Это то определение, которое показано в самой же Библии.
И вот если следовать этому определению, то и католики, и православные, и древневосточные церкви, и многие протестантские течения, христианами являются. Но вот ни мормоны, ни свидетели Иеговы таковыми не являются, так как в своих молитвах они обращаются только к Отцу и в конце молитв говорят "мы молимся во имя Сына Твоего Иисуса Христа", но при этом к Самому Иисусу Христу они никогда не обращаются и учат, что так делать не есть правильно.