После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) в разных землях княжили его сыновья, племянники, внуки. Дети Ярослава, исполняя его завещание, разделили между собой государство.
Великий князь ИЗЯСЛАВ I Ярославич, названный в крещении Дмитрием (1054 – 1078 гг.). В его княжение начались междоусобные войны. Погиб в борьбе с Олегом Святославовичем и Борисом Вячеславовичем.
Великий князь ВСЕВОЛОД I Ярославич ( 1078 – 1093 гг.). Болезненный и слабый, обременённый недугами, не имея великодушной твёрдости, "впал в совершенное расслабление духа". Это было тяжёлое для Руси время. В 1088 г.камские болгары взяли Муром, но ненадолго. В 1092 г. на Руси была сильная засуха. Случалось также землетрясение. Продолжались набеги половцев. Чувствуя свою кончину, он послал за старшим сыном Владимиром Мономахом в Чернигов и в 1093 г скончался на его руках и руках младшего сына Ростислава. В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого. Его сын Владимир Мономах надеялся стать преемником отца, но киевляне избрали на великокняжеский престол другого князя – Святополка Изяславича.
Великий князь СВЯТОПОЛК II, или Михаил (1093 – 1113 гг.). Он оказался слабым, неумелым правителем, но очень "сребролюбивым". Народу при нём жилось тяжело и в деревнях, и в городах. Князь стремился из всего извлечь выгоду и покровительствовал ростовщикам. Сразу же после его смерти, 17 апреля 1113г., в столице вспыхнуло восстание: киевляне разгромили двор боярина Путяты и дворы ростовщиков. На престол был приглашён Владимир Мономах.
Великий князь ВЛАДИМИР II МОНОМАХ, названный в крещении Василием (1113 – 1125 гг.). Совершил в своей жизни 83 разных похода. Мономах пользовался любовью народа. Летопись называет его "братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю". Во время его княжения на Руси водворилась тишина: усобицы между князьями прекратились, половцы присмирели. Достигнув преклонных лет (72 г.), он скончался, оставив детям поучение, которое советует им почаще читать. Это поучение свидетельствует о его просвещённом уме. Из советов замечательны следующие : не нарушать клятв, не убивать ни правого, ни виноватого и не повелевать убивать !