Ответа на этот вечный вопрос нет вне той философской системы, которую вам придется выбрать и «поверить» в нее или признать ее как самую подходящую для вас.
Греки, одними из первых в философском понимании поставившие этот вопрос, открыли эту тематику и она до сих пор остается открытой.
Познание самого себя – их главный посыл. В присущей грекам практичности они начали отвечать на него с точки зрения прагматики – я есть сущее (существующее) Парменида, человек – есть существо общественное (политическое) Аристотеля, человек есть существо наделенное бессмертной душой Платона и так далее.
Пришедшее в эпоху премодерна религиозное сознание ответило на этот вопрос так – я есть тварь, созданная по подобию и образу Бога. Со всеми вытекающими последствиями и сложностями, раскрытыми в грандиозных гроздях схоластики Аквината.
В эпоху модерна Декарт выкинут из триады «природа-человек-Бог» последнего и провозгласил, я мыслю – значит, я существую. То есть провозгласил человека мыслящим и познающим субъектом. Бэкон прикрутил к этому пониманию методы мышления и познания – и вот родилась вся современная наука.
Она довела понимание человека, с одной стороны, как почти абсолютно изученного физиологического и биохимического механизма, с другой – изучила его поведенческие и ценностные предпочтения, представив как носителя той или иной культуры. Горизонт исследований еще не достигнут, что, если быть точным, по определению и невозможно.
Тем не менее, уже постмодерн начал выкидывать уже из «субъект-объектных» отношений сначала одно, потом другое, а потом умудрился и оба сразу.
Основателем этого разрушения стал, конечно, Хайдеггер, который развел бытие и существование и провозгласил существование в бытии (человека здесь и сейчас) как вот-присутствие или дазайн. Иными словами, вы не есть ваши идеи, ваше мировоззрение, ваше положение и прочее «ваше» – и даже имя не принадлежит вам. Ведь правда, что ответ перед «Богом» на серьезный вопрос «кто ты?» будет очень наивным, если я отвечу «Наташа».
Экзистенциалисты уловили эту вдвинутость человека, как некой «витальности», в складку бытия и ощутили страх и ужас такого положения «себя в нем».
Философия конца 20 - начала21 века вообще выкидывает понятия субъекта. Теперь сложно озвучить даже кто есть субъект – он вроде есть, а вроде его нет: вот, например, ваш аккаунт в соцсети – это вы? А многие вас знают именно так в различных проявлениях информационного мира.
Таким образом, кратко резюмируя, ответ на вечный вопрос «кто я»? – всегда находится в определенной философской парадигме, в которую вы, по сути, сегодня верите или ощущаете себя в ней более-менее комфортно.
Я ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК
, все остальное инструмент для моей жизни.