Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто и зачем пишет такие плохие сценарии и придумывает таких плоских героев для российских фильмов?

ИнтервьюФедор бондарчук
Юлия Карагожина
  ·   · 44,6 K
Студент (кинорежиссура)  · 12 мая 2017

В том, что в российском (как и вообще в постсоветском) кино плохие сценарии нет чьего-то злого умысла, проблема кино - следствие основных проблем государства.

Например, возьмем экономическую сферу. В Голливуде киноиндустрия - это действительно Индустрия, в которой вращаются огромные деньги. Как следствие, в сферу кино всегда приходит большое число людей и формируется среда с жестчайшей конкуренцией. Большинство наших сценаристов (как и режиссеров, операторов) в таких условиях оказались бы либо невостребованными, либо выдавливали из себя максимум, на который только способны. В таких условиях, над проработкой сценариев - мотивировкой действий персонажей, детализацией характеров и т.д. - наши сценаристы работали бы гораздо больше времени. А на уровне концепций, оригинальных идей, Америка обгоняет нас опять-таки благодаря высокой конкуренции. Когда есть десятки крупных компаний, которые готовы перегрызть друг другу глотки ради внимания потенциальных зрителей, ты безусловно будешь лезть из кожи вон, чтобы выделиться из их числа чем-то оригинальным. В наших условиях, когда государство - это основной игрок на рынке кино, а ты независимая компания, которая борется за оставшиеся крохи с "пиршественного стола", тебе гораздо сложнее рисковать и выдвигать необычные идеи. Сами условия рынка вынуждают тебя идти по проторенной дорожке и снимать фильмы, которые обязательно должны окупиться. 

В плане образования все также достаточно грустно. Если не затрагивать проблему коррупции, то и сам подход наших киновузов не способствует развитию молодых киноделов. Судя по опыту моих знакомых, что отучились в России и Америке, в теоретическом плане американское кинообразование не сильно отличается от российского или казахстанского. Советский Союз оставил внушительный базис знаний и опыта, однако американские преподаватели ставят большой акцент именно на практическом применении полученных знаний. Тамошним студентам приходится огромную часть времени уделять практике, сценаристы все время пишут сценарии, операторы отрабатывают визуальные приемы, звукорежиссеры все время работают со звуком. В результате, российские и казахстанские киношники выходят из вузов с большим запасом знаний, американские же - с большим количеством навыков - и добиваются лучших результатов.

Свобода слова также играет большую роль. Когда ты понимаешь, что можешь критиковать правительство, что тебя не затравят за неугодные мысли, твоя творческая мысль ничем не ограничивается. Это особенно актуально для авторского кино, но и мейнстрим также часто задается социальной проблематикой. Возьмем супергеройское кино, выросшее из комиксов золотого и серебренного века. Какой основной посыл супергероики: "вокруг разгул преступности и государство не способно с этим справиться своими силами". Это мысль, которую в наших странах назвали бы крамольной, и которой не дали бы развиться в до целой мифологии, как это случилось в Америке. Или возьмем "Настоящий детектив": депрессивные районы американской глубинки, люди, живущие в трейлерах; если отбросить детективную линию, то получается настоящий американский "Левиафан". Слышался ли вой со всех сторон, что этот фильм очерняет Америку? Нет. То же самое относится и к теме религии, секса, гомосексуальности, матерных выражений и многого другого в нашем кино.

Также не идет на пользу подражательность. Почему-то наши режиссеры вечно хотят дать ответ Голливуду, посоревноваться с ним на его же поле, вспомнить хотя бы изображение в инстаграме Сарика Андреасяна, где его персонаж, Арсус, держит за горло Капитана Америку. Выглядит просто нелепо. Корейцы, французы, британцы, иранцы, японцы - у каждого народа свой неповторимый почерк, и это многообразие делает киноискусство богаче. И почему-то наши сценаристы пишут по лекалам американского кино, используя те же типажи, ситуации и т.д. Безусловно, такое кино будет казаться дешевой копией, подделкой. 

У российского кино богатая история, богат общий культурный бэкграунд, и когда появится конкурентная среда, возникнет свобода слова и появятся хорошие условия для создания фильмов, я уверен, российское кино еще заявит о себе.