Нужно сказать, что в Советское время проблема была не столько в финансировании, сколько в реализации полученных денег. Храмов было не так много. В провинциальных городах на многотысячное население зачастую приходился один приход, в котором отправлялись богослужения и обряды, в ходе которых и за которые верующие жертвовали деньги. Проблемы с реализацией были следующие: невозможно было купить каких-либо элементарных хозяйственных вещей без разрешения уполномоченного; были большие препятствия для покупки автомобиля, в котором приход действительно нуждался, хотя бы для совершения обрядов на дому. Однако, довольно распространённой была практика аренды такси с водителем на целый день, что ещё раз подтверждает наличие достаточного количества денег.
Проблемы начались с хрущевских времён, когда в новой редакции закона о свободе совести, приходы, грубо говоря, обязали платить фиксированную заработную плату священникам и сотрудникам. Тогда и в церкви появились традиционные "чёрные конверты".
Если говорить о сотрудничестве с властями, то нужно заметить, что таковое всегда имело место. Использование церковных иерархов в дипломатических целях - отдельный разговор, но нужно отдать им (иерархам) должное, так как таким сотрудничеством зачастую удавалось сохранить церкви и духовные учебные заведения от закрытия.
Другое дело - это священнослужители, которые активно доносили на своих "коллег" и реально ломали жизнь целым семьям - таких было предостаточно и на приходах, и в духовных учебных заведениях.
Ещё один интересный момент из той эпохи - по рассказам современного Петербургского священника: когда он в молодом возрасте приходил к отцу в храм, там можно было увидеть множество белых платочков - будто из православных остались только женщины, но когда он заходил в алтарь - там видел множество мужчин, среди которых немало представителей всяческих райкомов, обкомов и проч., которые, испытывая дискомфорт при виде друг друга, тем не менее старались регулярно посещать богослужения и участвовать в жизни церкви, в том числе и финансово.
И последнее, о чем бы мне хотелось рассказать. В столице Австрии - Вене - ещё в царское время был открыт храм при посольстве РФ. Во время 1 и 2-й мировой войны храм был в заброшенному состоянии, его использовали как корпус консерватории и т.д. Однако, по окончании 2-й мировой, посольство было вновь открыто, а в 1948 году храм был отреставрирован, причём большинство средств поступило от советской Военной комендатуры. Даже дарственный колокол отлили с надписью от лица Красной армии. На родине, конечно, это особо не афишировали.
Лично моё мнение - Советская власть понимала, что полностью давить религию в стране - дело опасное, особенно в послевоенное время. Поэтому, по окончании войны в стране стали открываться храмы и семинарии. Однако, сотрудничество церковнослужителей и власти - одна из самых печальных страниц истории РПЦ.
Тот же, кто ее воссоздал в 1942 году - советское правительство. Вообще, в отсутствие частных организаций, это был единственный источник доходов в стране. Конечно, немного помогали пожертвования, но это все же скорее всего была капля в море.
Откуда сведения?