Вообще, можно на эту тему небольшую книгу написать.
У офисов есть своя специфика — в офисе сочетаются несколько видов пространств, каждое из которых может требовать оформления разной мебелью — как по типологии, так и по функционалу, дизайну и т.д.
Офис в общем случае — это специфическое производство, в котором работники по большей части занимаются умственным трудом. Соответственно, ядро офиса - это рабочие места. Но современный офис это не мануфактура начала XX века, это также пространство для общения, обмена идеями, отдыха. Поэтому кроме рабочих мест в офис в общем случае могут быть встроены вспомогательные помещения совсем других, неофисных функций - от столовых до спортивных залов. И всегда будут подсобные помещения, которые - как на производстве - хорошо иметь под боком (склады, электрощитовые, серверные и т.д.). Итого:
- рабочие места, групповые и индивидуальные кабинеты;
- конференц-залы, стендапные, переговорные разной степени формальности, комнаты для аудиовидео-конференций, учебные залы, мини-переговорные (будки, ниши и т.п.);
- игровые комнаты, комнаты отдыха, комнаты психологической разгрузки, оранжереи и зимние сады, уголки живой природы, даже спальни, капсульные отели, комнаты для кормящих матерей, медкабинеты;
- столовые, кафетерии (включая мини- и микро-), рестораны, комнаты приема пищи, иногда кухни для них разной степени сложности;
- кладовые, складские помещения;
- технологические помещения - щитовые, серверные, кроссовые, аппаратные.
Теперь, если говорить об оснащении мебелью, то можно условно разделить мебель на три "класса":
- серийная свободностоящая,
- несерийная свободностоящая,
- несерийная встроенная.
Какой мебелью оснащать офис зависит от концепции. В широком смысле, а не дизайн-концепции. Чаще всего концепция основана на функциональности, т.е. выборе такой мебели, которая соответствует функции офиса в целом или помещения в отдельности, но бывают довольно интересные проекты, где концепцией, например, может быть уникальность или экологическая безопасности или фокус на миссии компании. Также при выборе мебели, разумеется, учитывается бюджет.
Я могу попытаться сформулировать свой личный опыт в проектировании офисов примерно так:
- Мебель для рабочих мест сотрудников выбирается чаще всего исходя из функции и условий. Чаще всего это относительно простой стол и относительно непростое рабочее кресло (большинство заказчиков понимают, что лучше вложиться в сидение, чем в плоскость перед ним). Мебель для хранения также выбирается максимально простая, решающая задачи.
- Мебель для менеджеров обычно выбирается в зависимости от культуры компании. Есть компании, делающие ставку на демократию, в них мебель менеджеров может быть прямо из той же серии, что у рядовых сотрудников. На другом конце спектра - у топа будет мебель ручной работы из Испании, а сотрудники будут работать за партами из самого дешевого ЛДСП.
- Мебель для формальных переговорных выбирается плюс-минус аналогично - для обычных переговорных мебель выбирается по цене, для представительских переговорных (если они вообще есть) исходя из культуры компании/предпочтений. Вообще для ВИПов выбор мебели больше похож на выбор мебели для жилых помещений.
- Специфические переговорные типа будок, акустических кабин, ниш - обычно оснащаются нестандартной мебелью, изготавливаемой на заказ.
- Для всякого рода "развлекательных" помещений, мебель выбирается примерно также, как выбирается мебель для такого типа помещений большого масштаба. В оранжерее может стоять садовая мебель, в комнатах отдыха - мебель для гостиниц и так далее.
- Примерно такая же история с мебелью для помещений общепита. Обычно это такие проекты в проекте и выбор мебели в помещения питания обусловлен отдельной концепцией. В зависимости от проекта и пожеланий мебель в таких помещений (как и в ресторане) может быть, например, целиком нестандартной, несерийной, а может быть собрана целиком из серийной из какого-нибудь Hoff или ИКЕА (раньше).
- Остается еще специфическая для офисов зона - приемной/рецепции и нередко шоу-рума. Шоу-румы - в зависимости от заказчика - могут оформляться либо как переговорные, либо как "филиалы" заведений заказчика. Например, в офисе производителя обуви шоу-рум вполне может выглядеть как пример их магазина в среднестатистическом ТЦ. Зона приемной/рецепции часто тоже эдакий проект в проекте - на компактной площади компания пытается показать себя лицом. Обычно это достигается за счет применения нестандартной мебели, изготовленной на заказ.
То есть я рекомендую оснащать офис такой мебелью, которая ему подходит. По функции, по цене, по концепции, по размеру, по цвету, материалу и текстуре. Кто это определяет? Заказчик совместно с дизайнером или интерьерным архитектором.