А вот это всех почему-то очень интересует! Чай в поездах появился еще в царские времена. Дело в том, что до конца 80-х гг XIX века по понятным причинам никакого нагревательного прибора в поездах не было. И зимой пассажиры мерзли и бегали со своими чайниками за кипятком на станциях – на каждой станции стояли будки кубовые или просто стойки с двумя кранами: горячая и холодная вода, где-то за это надо было платить какие-то гроши, а где-то и бесплатно. У Ильфа и Петрова есть описание поездки на поезде, там когда пассажиры начинают хохотать, то чайники трясутся и дрожат, медные, на полках, как и жареные цыплята. Гениальная деталь!
Эти чайнички были хорошим поводом познакомиться: девушка говорила – вы мне не принесете кипяточку? А вы ей: ну конечно принесу!
Что касается легендарных подстаканников, то, честно говоря, об этом подлинной информации нет. Существует легенда, что якобы подстаканники эти были внедрены во времена и по рекомендации Витте. Верить этому или нет – не вполне понятно. Допустить я это могу, но подтверждений нет.
Однозначно можно сказать только одно: пока не было чая, не было и подстаканников, когда люди ездили со своими чайниками, они возили свои какие-то кружки. А значит подстаканники появились не раньше 90-х годов XIX века, когда появились салон-вагоны, где имелся собственный котел с кипятком, и вагоны-рестораны. Вот тогда уже и можно было подавать чай! Видимо, как-то само собой это все произошло, и скорее всего никто это специально не вводил, а просто из всего имевшегося арсенала приборов это был наиболее безопасный и удобный вариант. Правда, я сомневаюсь, что в царском поезде были подстаканники – все-таки это царь, государь-император, и вряд ли его будут поить из стакана. А вот в фешенебельных сибирских экспрессах, которые, кстати, поражали современников своим комфортом и сервисом – вот там вполне могли уже подстаканники наши любимые дребезжать.