Не умрёт он никогда. Развлекательные передачи такого рода, а именно семейные развлекательные передачи с музыкой, существуют столько, сколько существует телевидение, причём во всех странах. В Америке, когда телевидение стало сетью, семейные передачи — American Bandstand и тому подобные — были основой эфира.
Если говорить о формате «Голубого огонька» как развлекательной передачи под Новый год, то по ящикам в Советское время делались включения из других стран более-менее нейтральных к СССР, даже не всегда социалистических. Там был такой ужас непередаваемый, что наши Винокур и Левон Оганезов на их фоне выглядели просто Шаляпиным. Идея в том, что новости и развлекательные передачи — это суть телевидения. Всё остальное — это наросшие потом вещи, какая-то якобы аналитика. Говорить о чём-то, что составляет сущность телевидения — по меньшей мере наивно.
Если сузить проблему и вернуться к «Голубому огоньку» как к новогодней передаче, то она вдвойне никуда не может деться, просто потому что на Новый год все развлекаются, и спрос на семейные развлекательные передачи возрастает. Далеко не все не любят «Голубой огонёк» и «Песни о главном». Наоборот, рейтинги показывают, что их прекрасно смотрят. Прошаренная фейсбучно-вконтактовская публика, привыкшая слушать музыку по стриму, и смотреть по ютубу Comedy Club, а не лекции по математике, балаболит больше всего, в то время как и рейтинги, и наблюдения со стороны показывают, что такие передачи до сих пользуются успехом. Если бы они не пользовались успехом, их бы убрали. У нас телевидение представляют монстром, оно смотрит на маркеры, которые могут ударить по рекламной составляющей. Если бы эта передача популярностью не пользовалось, то её бы убрали. А если что-то пользуется популярностью, то за каким дьяволом его убирать?
Ответ можно сформулировать так: «Голубой огонек» не умрет, пока будет телевидение в его классическом виде, пока все толпой не ломанутся на ютуб и не начнут сами себе на Новый год подбирать программу. Но я вас уверяю, и на ютубе большинство выберет такие же программы, но это уже не будет навязано через сеть государственных операторов. Пока телевидение будет существовать в том виде, в котором оно существует с 1940-х годов, будут голубые огоньки, они никуда не денутся. Они умрут только с телевидением. И то, они не умрут, а мутируют: уйдут в сеть, и куча народу под Новый год по-прежнему будут смотреть «Иронию судьбы», а потом врубать каких-нибудь Киркоровых.
Какая основная претензия у продвинутой части пользователей к голубым огонькам? Там всё время одни и то же — пошлые, пыльные, напыщенные, и ряд людей считает, что бездарные. А что ещё нужно, зачем, что называется, портить хорошее? Выпустим мы Элджея (я не знаю, может, он уже там был), выпустим мы туда сейчас каких-нибудь продвинутых рокеров — голубые огоньки перестанут смотреть. Публика, которая это смотрит, привыкла к совершенно определенной форме музыки, к определенной подаче, к содержательной части. Разбавлять всё это свежей кровью — это либо непонятно зачем клонировать Киркорова сорока годами моложе, либо нагонять туда прогрессивных. А прогрессивные эту аудиторию расшугают.
Прогрессивных любит довольно небольшое количество людей. То, что у какого-нибудь Оксимирона пять миллионов просмотров, говорит лишь о том, что его смотрят пять миллионов — и всё. Потому что по ящику и по радио его не транслируют. Всё, что написано в ютубе — это и есть его аудитория. Какое-нибудь Despacito слушают гораздо больше, чем это написано в списке просмотров ютуба, потому что его крутят по всем медийным сетям. А то, что Оксимирона слушают, сколько написано — это точно, потому что по другим сетям его просто не крутят. И это означает банальную вещь: несмотря на огромные цифры, от которых в глазах рябит, это нишевый продукт (а вся нынешняя так называемая молодёжная музыка — это нишевый продукт) и получает ту аудиторию, которую видит на ютубе. Она несопоставимо меньше, чем аудитория Филиппа Киркорова.
Ко всему прочему «Голубой огонёк» — это развлекательная передача, а туда вылезут люди, которые внезапно начнут про какие-нибудь проблемы завывать. Можно найти пару рэперов — а их обычно и находят, возникают непонятного вида люди, которые что-то читают. В конце концов, есть Тимати. Тимати эту нишу закрывает. Если есть люди, которым хочется чего-то модного и при этом попадающего в формат развлекательной передачи, у них есть Тимати. Им специально сделали Тимати для этого, другого там не надо. В крайнем случае иногда он может подтянуть соратника. Проще ждать смерти телевидения, и то, повторяю, это не поможет.