Сразу предупреждаю, что нижеследующие размышления сугубо предварительны и не имеют под собой какой-либо разработанной концепции.
Постмодерн или постмодернизм (простите за невольное занудство) претендует на роль новой эпохи по отношению либо к модернизму последних ста или ста пятидесяти лет, либо к модерну, который вообще начинается с рационализма Декарта. Ни та, ни другая претензия постмодернизмом реализована не была.
Для изобразительного искусства (и частично для архитектуры) постмодернизм обернулся игрой в свободное комбинирование цитат и окончательным разрушением как привычных иерархий "высокого" и "низкого", "элитарного" и "массового", так и представлений о границах искусства вообще.
Будут ли вновь выстраиваться какие-то культурные иерархии? Думаю, что да - хотя бы в силу того, что любая культурная тенденция со временем сменяется противоположной.
Теперь - самое интересное. В тексте вопроса есть слово "ренессанс". Мы связываем это понятие с обращением мыслителей и художников XV-XVI веков к образцам античности как бы через голову только что закончившегося средневековья.
Историк Владимир Емельянов написал интересную статью "Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса)", в которой обосновывает повторяемость культурной модели "возрождения" для разных эпох. Он утверждает, что европейская культура в разные периоды своего развития обращалась к каким-то образцам из арсенала древних и/или экзотических культур (в статье даже приведена таблица соответствий). Поскольку вызовы современности каждый раз были разными, то и древность с экзотикой, в которых искали ответа, тоже оказывались разными.
Если для XIX века была актуальна классическая античность, то сейчас ориентиры сменились. Позволю себе привести цитату:
"Мировоззренческую парадигму конца XIX – начала XX в. можно условно обозначить как “борьба с Отцом”. Наиболее яркие представители того времени – К. Маркс, З. Фрейд, Дж.Дж. Фрэзер. Каждый из них провозглашает борьбу с прошлым: с предшествующим этапом истории, личностью, предком. При этом все они читали одну и ту же литературу, пользовались одними археологическими данными. Фрэзер читал позднеантичных авторов, Гесиода, Гомера, поздневавилонский эпос. Во всех этих текстах говорится о внутридинастической борьбе, об утрате авторитета царя, о поединке старых и молодых божеств, в результате которого пантеоном овладевает молодой бог, расчленяющий своего главного противника и создающий мир из частей его тела. /.../ Фрэзер всюду искал подтверждение убийства отца, не понимая, что в более раннее время все могло быть иначе. Маркс опирался на классическую античность, на библейские и финикийские данные этого же периода. Фрейд знал историю только с эпохи Моисея, т.е. тоже ориентировался на тексты поздней древности. Лозунгом для трех этих ученых стали слова: “Насилие – повивальная бабка истории”. Парадигма “борьбы с отцом” привела лучших мыслителей к стойкому убеждению, что историческое развитие, научное развитие, эстетическое развитие возможно только через борьбу с прошлым до полного его уничтожения. /.../
Однако начиная с середины 1960-х годов человечество узнает данные, относящиеся к эпохе ранней древности. Оказывается, что до границы XIV–XIII вв. до н.э. отношения в обществе были иными. /.../ Основным положением идеологии была передача жизненной силы, жизненного потенциала. Люди заботились о том, как воспроизводится в обществе божественный порядок. Между поколениями должна была существовать гармония. Поэтому предков необходимо было кормить, почитать, получать от них благословение".
Если верить схеме, предложенной Емельяновым, нас ждет отказ от идеи прогресса. Возможно, это приведет и к отказу от представления о "современности", несопоставимой с прошлым, или даже от "истории" как смены таких несопоставимостей.
Я не в состоянии предсказать, какими будут формы искусства, которое придет (возможно, в ближайшие десятилетия) на смену современности. Но его приоритеты должны быть иными, чем новизна или даже индивидуальность. Гармония, истина - кто знает?