Добрый день! Мои коллеги по Кью в ответах на этот вопрос уже разместили нормы развития речи по возрасту ребенка. Повторять их я не буду, тем более, нормы речевого развития от 0 до 2-х лет и старше можно легко погуглить. А вот комментарий к этим нормам я оставлю, надеюсь, он будет полезен :)
Речь - сложный механизм, и запускается он с самых первых дней малыша. Реакция на взрослого, который обращается к младенцу, первая улыбка и смех, с 9-10 месяцев - указательный жест - это показатели правильного развития и предвестники того, что с речью ребенка все будет ок.
В "Территории речи" мы рекомендуем обращать внимание на моменты поведения ребенка от 0 до 1 года, которые указывают на то, что его развитие идет не совсем правильно:
Почти 2-х месячный малыш при виде знакомого взрослого не улыбается, ведет себя равнодушно, не двигает радостно ручками и ножками.
Ребенку почти 6 месяцев, а он не обозначает эмоциями и вокализациями, что чего-то хочет: чтобы ему поменяли памперс, взяли на ручки, покормили или дали игрушку. В первом полугодии детки уже начинают обозначать свои желания и "говорить" о них взглядом, плачем, протянутыми к желаемому объекту ручками.
9-и месячный малыш не строит из себя "повторюшку": не хлопает в ладоши, когда это делает бабушка, не пытается звонить по телефону по примеру папы. То, что ребенок подражает действиям взрослого, говорит о том, что он начал перенимать у окружающих способы взаимодейтвия с миром, и это огромный шаг - так как именно через имитацию детки приобретают все новые навыки, в том числе и речь.
10-и месячное чадо не смотрит туда, куда показывает взрослый. Например, на прогулке мама говорит: "Смотри, какая птичка", - и указывает рукой и взглядом, а малыш остается безучастен, не ищет птичку взглядом. Это означает, что у малыша не сформировался навык совместного внимания.
Примерно в этом же возрасте ребенок нет-нет, да и начинает сам указывать на то, что ему нравится, в свою очередь, привлекая внимание взрослых к чему-то для себя интересному. Если этого не происходит к году, важно проконсультироваться с детским психологом.
Ребенку 11 месяцев, а он так и не машет «пока-пока» ручкой дедуле, не мотает головой, если категорически не хочет брокколи на обед. Эти жестовые знаки — предвестники говорения, использование малышом привычных жестов для обозначения своих действий и желаний - важный маркер нормативного психологического развития.
К 12 месяцам сынуля или дочка не показывают, где нарисован в книжке зайчик, мишка, солнышко. Понимать, что в книге нарисованы конкретные предметы окружающего мира, а не просто цветные пятна - ребенок начинает примерно с 9 месяцев, и к году этот навык должен быть доведен практически "до совершенства". Теперь малыш может показать в книге любой узнаваемо нарисованный предмет, название которого он знает.
Ребенок 12-14 месяцев не использует ни одного лепетного слова, ни отдельных слогов («ба» вместо «баба», «бибика» - вместо машина, мяу - когда видит кошку, вжж - указывая на жука). Четкость и длина слов в этом возрасте совершенно не важны, главное, чтобы у малыша было несколько "псевдослов", которыми он обозначает людей или объекты.
Если вы заметили какие-то из перечисленных моментов в поведении вашего ребенка, то имеет смысл обратиться за консультацией к специалистам: детскому психологу, неврологу, специалисту по ранней помощи.
Показывать малыша логопеду мы рекомендуем с 1,5 лет. В некоторых логопедических центрах, в том числе у нас - в "Территории речи" - диагностическую консультацию можно пройти дистанционно. Это значит, что ребята в регионах, где бывают проблемы со специалистами, могут получить необходимую им квалифицированную помощь вовремя.
Если проблема с речью все-таки есть, чем раньше вы начнете с ней работать - тем лучше и быстрее будет результат.
Спасибо и хорошего дня 🌻
Обычно это происходит до трех лет. Чаще раньше. Но речевой аппарат ребёнка очень индивидуален
Ребёнка нельзя пугать и вынуждать заговорить. Если все хорошо, до трех лет думаю переживать не стоит