Можно ответить очень коротко – нет. Если излагать схематично, то парфюмерная индустрия устроена примерно следующим образом: существует 5-6 крупнейших концернов, занимающихся производством душистых веществ, из которых изготовляются все парфюмерные продукты, от самых дорогих духов до отдушек для бытовых средств. Эти корпорации имеют более 80% всего рынка, за ними идут более мелкие компании второго эшелона и совсем небольшие предприятия. У каждой компании, производящей душистые вещества есть штат парфюмеров - людей, придумывающих парфюмерные композиции. Когда у какого-то модного дома/дизайнера/певца/балерины возникает потребность изготовить аромат, то парфюмерный директор этого модного дома/дизайнера (и далее по тексту) сочиняет так называемый бриф, описание будущего аромата. Бриф пишется в произвольной форме, там могут быть указаны какие-то обязательные компоненты или описан человек, которому должен предназначаться этот аромат, иногда это может быть фотография, кусок ткани – всё, что угодно, что так или иначе у заказчика ассоциируется с желаемым ароматом. Бриф отсылается в компанию и передается парфюмеру, а чаще – сразу нескольким компаниям. Парфюмеры по описанию создают ароматы, а заказчик потом выбирает из нескольких предложенных вариантов.
Работа парфюмера довольно рутинна. Несколько состоявшихся парфюмеров говорили мне, что им потребовалось примерно 20 лет стажа, прежде чем они создали нечто, чем они остались полностью довольны. Разумеется, существуют различные курсы, где предлагают за очень короткий срок постичь азы профессии, но как правило довольно бессистемные развлекательные занятия, в ходе которых предлагается смешивать заранее заготовленные парфюмерные «строительные блоки» подобранные таким образом, что результат получается практически всегда удовлетворительным, хоть и не имеющим особой художественной ценности. Человек, который впервые сталкивается с настоящими парфюмерными ингредиентами, веществами с пугающими названиями вроде «цис-3-гексенилсалицилат» или «омега-пентадеканолид», чаще всего от первых попыток создать парфюмерную композицию испытывает чувство отчаяния. Так что очень маловероятно, что Дима Билан, Том Форд, Леди Гага или Антонио Бандерас когда-то сидели в халате у весов с пипетками.
Довольно подробно процесс создания парфюмерной композиции от начала до конца описан в книге Чандлера Барра (Chandler Burr), которая называется Perfect Scent: A Year Inside the Perfume Industry in Paris. В этой книге рассказывается о двух ароматах, и один из них – это аромат Сары Джессики Паркер «Lovely», редкий случай, когда селебрити действительно была вовлечена в производство аромата – она описывала собственные предпочтения и комментировала промежуточные варианты. Обычно «звезда» в лучшем случае выбирает один из предложенных на выбор ароматов, но чаще просто предоставляет своё имя для упаковки и лицо для промо-компании, выбирают аромат совершенно другие люди, а придумывают третьи. Имя же парфюмера редко бывает известно людям, не особо интересующимся деталями. Дима Билан как-то “представлял” замечательный аромат Azzaro Decibel, который на самом деле был создан Кристофом Рейно (Christophe Raynaud), парфюмером швейцарской компании Firmenich. Таким же примерно образом Дима Билан представляет несколько ароматов Oriflame.